Женское образование в цивилизованных странах сейчас воспринимается как обыденное дело. Но если хорошо вспомнить историю, то представительниц прекрасной половины общества не всегда допускали к нему.
На Руси женское образование началось более чем 250 лет назад. Первым местом, где вместе были собраны утончённость, высокая культура и воспитание, был Смольный институт благородных девиц. Что это за место и чему особенному там обучали — далее в материале.
«Новая порода людей»
Целью создания Смольного института благородных девиц было стремление Екатерины II создать новую породу людей. Императрица горела желанием вырвать девочек из неблагоприятной, серой среды и вернуть их обществу уже облагороженными: из нового места выпускали хороших матерей, полезных членов общества и семьи.
Так как знать во все века нанимала дочерям домашних учителей, то с появлением пансионов с радостью сдавала туда детей.
Смольный институт был хоть и для благородных, но не богатых девиц. Большинство училось там за прежние заслуги отцов. Пребывание в заведении составляло четыре класса, по три года в каждом.
Деление на группы
Попасть в новое заведение могли не все. Будущие воспитанницы сдавали экзамены по русскому и французскому языкам, к тому же внимание обращали на религиозное воспитание. Те, кому посчастливилось стать ученицами Смольного, делили на парфеток и мовешек. Столь странные названия пришли из-за границы.
Парфетки (от французского parfaite – «идеально») были лучшими: они умели себя вести, были вежливы, превосходно делали реверанс и держали осанку.
Их противоположности звались мовешками (от французского mauvaise – «дурная»). В эту категорию записывали за проступки, небрежно заправленную постель, порванный чулок, неаккуратную причёску.
Режим и строгость
Отличительной чертой Смольного института был строгий режим. Представьте себе, юные барышни жили по казарменному положению. Да, как нынешняя срочная военная служба.
В заведение брали с 6 лет, заканчивалась учеба к совершеннолетию. Родители даже давали письменную расписку, что забрать своё чадо до окончания срока пребывания в Смольном они не могут.
На каникулы домой воспитанниц не пускали, с родными девушки виделись только в том случае, если проживали в Петербурге. Но на этих встречах присутствовали дамы из Смольного. Потому пожаловаться на что-либо не представлялось возможным. Те, кто писал письма домой, тоже не могли осуждать своё учебное заведение: переписка подвергалась жесткой цензуре.
Институт смахивал на монастырь, вам не кажется?
Заточение
При Екатерине II смолянок нередко вывозили на приемы, им разрешались прогулки, придворные мероприятия, то с начала XIX столетия, институт стал для воспитанниц единственной реальностью: прогулки разрешались только по саду, по двое и в строго определённое время, в присутствии классных дам. За территорию Смольного разрешалось выходить раз в год: летом в Таврический сад. При этом из сада выставляли всех посторонних.
Спартанские условия
Режим дня воспитанниц Смольного института тоже был далеко не благородным. Подъем в 6 утра, далее молитва и строем на завтрак. Одинаковыми у воспитанниц были и причёски. Главное требование — гладкие волосы, а вот если у девушки были кудри — оправданием это не служило. Температура в помещениях, где проходила жизнь воспитанниц, не поднималась выше 16 градусов. Водные процедуры девушки совершали водой из Невы.
Воспитанниц Смольного телесно не наказывали, но была придумана своеобразная система по отношению к нарушительницам. Их пересаживали в столовой, заставляли есть стоя, меняли передник.
Такие правила напоминают не учебное заведение, как думаете?
Меню смолянок
Кормили в институте благородных девиц не особо благородно. Завтрак состоял из небольшой порции каши с молоком, куска хлеба с сыром и чая со сдобой. На обед предлагали овощной суп, немного мяса и крохотный пирожок. Ужин был и совсем скудный: чай с булкой.
Но так как Смольный был тесно связан с религией, девушки строго держали пост, во время которого питание было ужасным. Судите сами: картошка с постным маслом и пустая каша, немного рыбы и постный пирожок.
Кумиры изоляции
Своеобразное течение жизни в Смольном порождало и своеобразные виды взаимоотношений. Так называемое «обожание» стало исключительно институтским феноменом. Младшие воспитанницы «обожали» старших, старшие - учителей, реже - классных дам. Те, кто был постарше в иерархии чувств, могли пользоваться мелкими услугами тех, кто их «обожал». Например, им чинили платья, перья, переписывали тетрадки, пробирались в церковь, чтобы помолиться за своего кумира.
Но единственными общими предметами обожания были представители царской семьи. Они изредка навещали институт, и это событие было главным в жизни смолянок.
Учеба и занятия
В первые годы всего существования Смольный предлагал достойное образование. Воспитанниц обучали рисованию, музыке, рукоделию, иностранным языкам, географии, архитектуре, истории. Неплохо, правда?
Но время шло, и система обучения тоже изменилась: уже с XVIII столетия главным наполнениям учебы были танцы и пение. На занятиях девушкам положено было молчать, не вступать с учителем в споры и разговоры.
Учебники и книги воспитанницам не предоставлялись, все знания они получали только от преподавателя. Впрочем, катастрофой это не было. Ведь главной задачей института были внешние приличия его воспитанниц, а не их успеваемость.
Как видим, институт благородных девиц был немного специфичным заведением. Такие правила и режим не очень сопоставляются с благородием, согласны?