Привычный подход к складским объектам как к «серым коробкам» постепенно уходит в прошлое. Современный функциональный склад должен быть эстетичным и сервис-ориентированным для бизнеса и команды компании.
Бизнес нуждается в вовлеченном персонале, который, в свою очередь, ценит комфортные условия и вдохновляющую среду. Хотя такие проекты строить затратно, наш опыт показывает: со временем они полностью окупаются. Речь идет не только о финансовой успешности, но и о трансформации целого рынка, создании выдающихся проектов.
О стандартных и не очень подходах — в девелопменте объекта логистической недвижимости.
Понимание, что нужно клиенту
При создании концепции девелоперского проекта важно понимать, что происходит на рынке. В частности, быть в курсе таких базовых показателей, как вакантность, арендные ставки, общий объем рынка. Кроме того, необходимо корректно спрогнозировать его потенциальную емкость. Полученная информация помогает выявить тренды и сделать прогноз, на какие конкретно помещения и услуги будет спрос.
Также стоит учитывать реальные потребности клиентов и их бизнесов. Это достигается путем регулярной обратной связи. В результате появляется возможность предложить оригинальное, комплексное решение, которое поможет повысить эффективность бизнеса клиентов и комфорт их команды.
Удачное расположение
Несмотря на очевидность этого фактора, он является одним из ключевых. В недвижимости существует так называемое правило трех «л»: локация, локация и еще раз локация. Расположение определяет очень многое, в том числе для объекта складской недвижимости.
На сегодня большая часть складских помещений в Украине — это здания, построенные более 30 лет назад в промышленных городских районах. В европейских странах процесс урбанизации уже вытолкнул логистику и промышленность за пределы городов, что удобно как для жителей, так и для бизнеса. Сейчас этот тренд набирает популярность и в Украине.
Читайте также: Склады как новое золото. Как правильно выбрать место и помещение
Вместе с тем потребители становятся все более требовательными к скорости доставки товаров. Именно поэтому растет потребность в складах «последней мили» в городах. Однако из-за высокой стоимости земли в мегаполисах финансовая модель таких проектов крайне редко выдерживает конкуренцию с жильем или торговой недвижимостью. Актуальным решением для города смогли бы стать форматы многоэтажных и подземных складов. На данный момент подобных проектов в Украине очень мало.
Комплексность и инфраструктура
Комплексность — тренд, который уже давно наблюдается в торговой и офисной недвижимости. Современные комплексы удовлетворяют намного больший диапазон потребностей, чем просто помещение для работы или покупок. С развитием рынка логистическую недвижимость ждет та же участь.
Потребность работать в качественных помещениях с высоким уровнем сервисно-эксплуатационных услуг уже озвучивают более половины арендаторов.
Кроме того, не следует забывать, что рынок труда на сегодня принадлежит сотруднику. Поэтому наличие качественного питания, душевых, раздевалок, мест для отдыха, удобного транспорта и даже продуманного дизайна складских помещений может сильно повлиять на вовлеченность и текучесть персонала.
Учитывая тот факт, что скорость взаимодействия в бизнесе постоянно растет, уместным решением будет размещение складских, офисных и торговых помещений в рамках одного проекта.
Акцент на архитектурном решении
Есть устоявшееся мнение, что склад — исключительно функциональный объект, который включает каркас, стены, ворота и пол с определенной нагрузкой. Новая философия в том, что, помимо функциональности, склад должен быть красивым.
Оригинальный дизайн является одной из ключевых составляющих современного проекта складской недвижимости. Такие объекты привлекают больше внимания, людям нравится там находиться, туда приятно приглашать партнеров и клиентов, что в итоге приводит к коммерческому успеху.
Читайте также: Склады на подъеме. Как пандемия и кризис сказались на секторе логистической недвижимости
Качественное архитектурное решение почти всегда будет стоить дороже, чем стандартная «коробка». Однако в долгосрочной перспективе такие объекты капитализируются сполна. Жертвуя краткосрочной выгодой от простых решений, девелопер получает репутационные бонусы совершенно другого порядка.
Делайте то, чем можно гордиться
Основой создания многих девелоперских проектов (особенно в логистике) является сухой расчет. Такие объекты могут быть успешными, но они никогда не станут выдающимися. Следует осознавать, что бизнес-план — это не цель, а просто инструмент, необходимый для реализации проекта.
Важно быть фанатом своей идеи и будущего проекта. Успешный девелопмент — это не просто о кирпичах, это о том, чтобы создавать проекты, которыми можно гордиться. В будущем они принесут благо как для города, так и для его жителей. Возможно даже, изменят привычный порядок вещей и сделают жизнь вокруг лучше.