Модно, мобильно, удобно и быстро - так представляет собой на первый взгляд передвижение с помощью электросамокатов, моноколёсах и прочих гироскутерах. Удивительно, но для передвижения не нужно наличие водительского удостоверения. Да и знания Правил дорожного движения тоже никто не потребует. Однако, как и любое транспортное средство, развивающее скорость выше скорости пешехода, индивидуальные транспортные средства с мотором представляют опасность для участников движения и пешеходов. К слову, электросамокат способен разгоняться до 25 километров в час. Челябинские законодатели готовы внести радикальные изменения для владельцев таких средств передвижения.
На сегодняшний день не существует правил, предписывающих поведение владельцев и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), они по-прежнему признаются пешеходами и могут свободно ездить, провоцируя аварии.
Как указывает статистика, с 2018 по 2020 годы ощутимо увеличилось число ДТП с участием подобных средств. Всего за прошлый год зарегистрировано 331 происшествие, результатом которых стала гибель шести человек, еще 347 получили травмы.
В Государственную думу не раз выносился на обсуждение вопрос движения двухколёсных средств с электромотором, однако дальше разговоров дело не пошло. В то же время в различных европейских странах удаётся вводить некоторые ограничения по использованию такой техники. Челябинские общественники также решили выступить со своей инициативой в вопросе электросамокатов.
Ударить законом по самокату
В ходе открытой встречи представители Законодательного собрания региона и общественные активисты высказали идею о введении ограничений на использование электросамокатов и обсудили вопросы правового регулирования сферы так называемого кикшеринга.
Ключевым вопросом обсуждения стала инициатива о разработке закона, регулирующего эксплуатацию электросамокатов и увеличивающего степень ответственности их пользователей за нарушение ПДД.
По итогам было принято общее решение – добиваться ограничения скорости движения по улицам города до 15 километров в час. В местах массового скопления людей - парках, на набережных и участках торговли - разгоняться будет можно с ограничением скорости движения.
«Соглашения, которые были заключены с сервисами кикшеринга, позволяют регулировать их деятельность по запросам общественности и в соответствии с требованиями ГИБДД. В апреле-мае мы направили в их адрес предложения по снижению угроз аварийности, и компании провели «работу над ошибками», перенастроив свое оборудование», — рассказала руководитель агентства инновационного и инвестиционного развития Челябинска Анна Попова.
Ключевым вопросом обсуждения стала инициатива о разработке закона, регулирующего эксплуатацию электросамокатов и увеличивающего степень ответственности их пользователей за нарушение ПДД.
Заместитель председателя молодёжной палаты при заксобрании Челябинской области Всеволод Ганин предложил приравнять пользователей средств индивидуальной мобильности по степени ответственности к водителям и запретить им управление устройствами в нетрезвом виде. Общественный активист Николай Ольховский отметил необходимость закрепления соответствующих требований и норм к пользователям электросамокатов в ПДД и КоАП.
Однако нашлись законодатели, которые просили подойти к вопросу с учётом пожелания граждан. Например, депутат облпарламента Дмитрий Клеутин призвал не принимать поспешных решений при инициировании обсуждения закона, регулирующего использование электросамокатов, и учесть мнение не только горожан, но и представителей бизнеса.
«Стоит рассмотреть предложения от всех сторон: от общественности, представителей сервисов аренды самокатов, от ГИБДД. Необходимо комплексно рассмотреть эти вопросы, и только тогда делать конкретные предложения. Наспех принятые законы часто переписываются, поэтому необходимо все тщательно обдумать», – подчеркнул Клеутин.
Сейчас в Общественной палате РФ предлагают приравнять все электросамокаты, электровелосипеды и прочий транспорт с электромотором к мопедам, что автоматически закроет им возможность ездить по тротуарам. Кроме того, по задумке общественников, передвигаться на таких устройствах смогут только люди старше 16 лет.