Как святой Максим Исповедник отвечает на вопрос:
влияют ли вещи и мысли на появление страстей в человеке?
Краткий ответ на этот вопрос преподобного Максима Исповедника:
нет, ни вещи, ни мысли сами по себе не являются причинами страстей.
Как святой Максим Исповедник объясняет это?
Преподобный Максим Исповедник замечает:
«Иное есть вещь, иное – мысль, и иное – страсть.
Например, вещь есть мужчина, женщина, золото и так далее;
мысль – простое воспоминание о названных вещах;
страсть же есть либо неразумная любовь, либо слепая ненависть к ним». (преп. Максим Исповедник "Четыре сотницы о любви")
Далее, святой отмечает, как правильно понимать на этот счет Священное Писание:
"Священное Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность.
То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать, но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и впадать в накопительство. Не запрещает даже и думать об этом, но запрещает думать страстно."
Поэтому обладать вещами – нормально, думать о них спокойно и обретать их – нормально.
Но ненормально:
- думать о них страстно,
- злоупотреблять ими,
- порабощаться ими,
- думать о вещах, которые являются запретными по заповедям Божьим.
Вот что подчеркивает святой Максим Исповедник:
«Разумное употребление мыслей и вещей творит целомудрие, любовь и ведение (знание), а неразумное – распущенность, ненависть и неведение. (преп. Максим Исповедник, там же, сотница 3,1)
Пороки приключаются с нами вследствие злоупотребления силами души: желательной, яростной и разумной.
Злоупотребление разумной силой (умом) есть невежество и безрассудность,
яростной и желательной (чувствами и желаниями) ненависть и распущенность.
Правильное же употребление их есть ведение и благоразумие, любовь и целомудрие. А если дело обстоит так, то ничто из сотворенного и приведенного в бытие Богом не является злом.
Не пища – зло, но чревоугодие; не деторождение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие; не слава, а тщеславие" (там же).
Если хотите поделиться по теме статьи - поделитесь.