Найти тему
Игорь Орлов

Святой Максим Исповедник о том, влияют ли вещи и мысли на появление страстей

Оглавление

Как святой Максим Исповедник отвечает на вопрос:

влияют ли вещи и мысли на появление страстей в человеке?

Преподобный Максим Исповедник в изображении иконописца Мануила Панселина (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Максим Исповедник в изображении иконописца Мануила Панселина (фото из Яндекс Картинки)

Краткий ответ на этот вопрос преподобного Максима Исповедника:

нет, ни вещи, ни мысли сами по себе не являются причинами страстей.

Как святой Максим Исповедник объясняет это?

Икона святого Максима Исповедника (фото из Яндекс Картинки)
Икона святого Максима Исповедника (фото из Яндекс Картинки)

Преподобный Максим Исповедник замечает:

«Иное есть вещь, иное – мысль, и иное – страсть.
Например, вещь есть мужчина, женщина, золото и так далее;
мысль – простое воспоминание о названных вещах;
страсть же есть либо неразумная любовь, либо слепая ненависть к ним». (преп. Максим Исповедник "Четыре сотницы о любви")

Далее, святой отмечает, как правильно понимать на этот счет Священное Писание:

"Священное Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность.
То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать, но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и впадать в накопительство. Не запрещает даже и думать об этом, но запрещает думать страстно."

Поэтому обладать вещами – нормально, думать о них спокойно и обретать их – нормально.

Но ненормально:

  • думать о них страстно,
  • злоупотреблять ими,
  • порабощаться ими,
  • думать о вещах, которые являются запретными по заповедям Божьим.
Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Вот что подчеркивает святой Максим Исповедник:

«Разумное употребление мыслей и вещей творит целомудрие, любовь и ведение (знание), а неразумное – распущенность, ненависть и неведение. (преп. Максим Исповедник, там же, сотница 3,1)
Пороки приключаются с нами вследствие злоупотребления силами души: желательной, яростной и разумной.
Злоупотребление разумной силой (умом) есть невежество и безрассудность,
яростной и желательной (чувствами и желаниями) ненависть и распущенность.
Правильное же употребление их есть ведение и благоразумие, любовь и целомудрие. А если дело обстоит так, то ничто из сотворенного и приведенного в бытие Богом не является злом.
Не пища – зло, но чревоугодие; не деторождение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие; не слава, а тщеславие" (там же).
Святой Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)
Святой Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)

Если хотите поделиться по теме статьи - поделитесь.

Понравилось – ставьте лайк.

Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.