Стримы в Дзене появились недавно, но у этого формата уже есть аудитория, а блогеры активно ведут прямые эфиры со своими подписчиками. Мы поговорили с Дмитрием Богомазовым («Мастерская RadugaGrad») и Юлией Бозиной («Сладкий персик») о том, как выбрать тему для стрима, зачем нужно прописывать его сценарий и что нужно делать в кадре, чтобы зрители не заскучали.
Зачем блогеру прямой эфир
Дмитрий Богомазов: Команда Дзена пригласила меня на стрим в декабре 2020 года, когда этого формата еще не было для авторов. Я очень нервничал, руки тряслись, голос дрожал. Но мне понравилось общаться с аудиторией в живую: сразу получаешь отклик от зрителей и можешь набрать новых подписчиков. К тому же, стримы помогают тренировать речь, работу перед камерой и уверенность в себе – это важно для дальнейшей работы и с эфирами, и при съемке роликов.
О чем стримить
Дмитрий: Первый прямой эфир я начал со знакомства с аудиторией: представился и рассказал о себе и о том, чем занимаюсь. А в следующих стримах стал брать конкретные темы, основанные на формате моего канала. Например, стримил работу над скорпионом из пластмассовых ложек. Формат живого общения с аудиторией не заменяет смонтированного видео. Во-первых, потому что готовый ролик – это не здесь и сейчас, а подобранные ракурсы, дополнительные эффекты. И, во-вторых, алгоритмы Дзена рекомендуют видео аудитории по интересам, а на стримы может приходить живая аудитория.
Стримом можно заинтересовать зрителя, например, снять закупку товаров для мастер-класса с советами по их выбору. Тем более в стрим можно вставлять фрагменты готового видео, как в репортаж, это делает эфир еще интереснее.
Юлия Бозина: Мой канал посвящен кулинарии и лайфстайлу. И стримы я веду на эти же темы: делюсь рецептами, лайфхаками по уборке дома, покупками для дома и кухни. Чтобы понять, какая тема прямого эфира привлечет аудиторию, изучаю метрику канала. Во-первых, так можно понять, что больше всего интересно пользователям. Во-вторых, в метрике отображаются и другие интересы аудитории, например, моих подписчиков, кроме кулинарии и дома, интересуют бьюти-темы и путешествия. Скоро ко мне приедет посылка с косметикой, попробую провести прямой эфир с распаковкой. А пару месяцев назад мы с мужем ездили в Турцию и запускали стрим о своем путешествии.
С чего начать
Дмитрий Богомазов: Лучше подготовить приветственную речь на первые 5-10 минут, это время для сбора аудитории. В начале в общих чертах нужно раскрыть тему и рассказать, что сегодня увидят зрители. Причем примерно каждые 20-30 минут лучше повторять приветствие и анонс темы, так как аудитория меняется, подключаются новые пользователи.
Как удерживать аудиторию
Юлия Бозина: Эфир — это живая беседа, поэтому рассказывать нужно интересно, весело и стараться избегать занудства. Просто сидеть перед камерой и разговаривать — это скучно. В кадре постоянно должно быть движение: процесс готовки, рукоделие, тренировка, скринкаст. Если у вас плохое настроение или усталость, лучше не выходить в прямой эфир, ведь аудитории нужна ваша энергия.
Дмитрий Богомазов: Стрим лучше выстраивать по сценарию, закладывая 2-3 сюжетных линии, чтобы зритель не заскучал. Также нужно разъяснять, что происходит в кадре, что было немного ранее — для тех, кто только что подключился. Например, я делал светильник-ананас. Человек в середине стрима не видит готовый объект, но видит меня нарезающим или красящим пластиковые ложки. Я специально говорю, что из этого получится светильник. И тогда зритель с большей вероятностью останется до конца или подключится через какое-то время снова, чтобы увидеть результат.
Не нужно бояться, что что-то пошло не так — в мастерскую ворвались дети, что-то разбилось — наоборот, такие сценки подстегивают зрительский интерес. Однажды в середине стрима у меня сгорел термопистолет. Был вариант сдаться и завершить трансляцию, потому что это был основной инструмент в работе. Но я понял, что можно воспользоваться суперклеем, чтобы склеить части предмета, стал обсуждать со зрителями возможность нагрева пластика свечкой. Можно искать нестандартное решение, просить совета аудитории в решении проблемы, главное не паниковать и сохранять лицо. Зрители активно реагируют на такие моменты: дают советы, как решить проблему, пишут слова поддержки.
Как общаться с аудиторией
Дмитрий Богомазов: Каждый мой стрим состоит из нескольких этапов. Я предупреждаю зрителей, что отвечать на вопросы буду по окончании этапа и в финале каждого из них призываю аудиторию задавать вопросы. Иногда во время пауз, когда застывает клей или подсыхает слой краски, могу и сам что-то спросить у пользователей, допустим, хорошо ли меня слышно, все ли понятно по стриму.
Иногда зрители пишут мало комментариев, поэтому лучше выстраивать общение с аудиторией без оглядки на чат эфира — тут важно не молчать. Для заполнения пауз можно заранее подготовить шутки, какие-то интересные факты.
Если тяжело вести постоянный монолог, можно пригласить кого-нибудь в кадр. Например на стриме со сборкой автомобиля Лего инструкция была очень объемной, многостраничной, сборка требовала моей полной концентрации. Поэтому я заранее подготовил сына и он в случае паузы начинал рассказывать зрителям интересные факты о Лего.
Сколько быть в эфире
Юлия Бозина: Минимальное время стрима 30 минут, это установлено правилами Дзена. Обычно я выхожу в эфир на час-полтора. На большее время сложно найти силы, ведь такое взаимодействие с аудиторией требует эмоциональной отдачи. И многое зависит от темы эфира. Если это, например, приготовление блюда со сложным рецептом, лучше разделить процесс на два стрима. С чем-то простым можно уложиться в час.
Как заканчивать стрим
Дмитрий Богомазов: Разделение эфира на этапы помогает своевременно, без лишних пауз завершить стрим. Например, чтобы сделать столик из эпоксидной смолы в прямом эфире потребовалось бы более 12 часов. При этом большая часть времени ушла бы на ожидание: смола застывает довольно долго. Поэтому можно показать зрителям основные действия, а затем достать заготовку с застывшей смолой, которую вы сделали заранее, и сказать: «Вот что у вас должно получиться». Заготовки позволят завершить стрим в желаемое время и показать процесс.
Если же вам потребовалось срочно завершить стрим, можно объяснить зрителям, почему вам нужно закончить сейчас, и назначить время следующей встречи.
Юлия Бозина: Стрим нужно заканчивать логично. Если в прямом эфире вы готовили какое-то блюдо, то в финале его нужно попробовать и рассказать аудитории о своих впечатлениях. Не забудьте поблагодарить зрителей за то, что они была с вами в эфире, попросите поставить лайк и пригласите в свой канал и на будущие стримы.
Есть ли польза от стримов
Дмитрий Богомазов: В месяцы, когда я не вел стримы, канал рос, в среднем, на 500 человек. Как только я стал выходить в прямые эфиры и четыре раза за месяц пообщался аудиторией через трансляцию, число подписчиков моего канала увеличилось на 1,5 тысячи. На данный момент 15 прямых эфиров у меня в копилке, и я планирую развивать этот формат: стримить чаще, сейчас я занялся стройкой и времени на контент для канала не так много, но я включаю камеру, запускаю эфир и общаюсь с аудиторией, продолжая строить новую студию для съемок – делаю два полезных дела сразу.
Подготовила Наталья Хомякова