Наш сын научился читать в 4 года. Сейчас ему 5, он довольно бегло читает, так читают далеко не все взрослые. Он довольно часто удивляет посетителей книжных магазинов, которым выпадает честь узреть, как он бегло читает прямо у книжной полки очередную энциклопедию перед покупкой. Как правило он успевает дочитать новую книгу в машине по дороге домой.
Когда удивлённые педагоги и родители восхищённо спрашивают меня: «Как вы научили его читать?» я обычно гордо отвечаю: «НИКАК, он сделал это САМ. Да, в 4 года.»
Я абсолютно убеждена, что он такой родился, у него такой талант. Серьёзно. Он просто делает то, что ему нравится. Я с большим удовольствием поделюсь моими предположениями, как это произошло. Возможно для кого-то это будет инсайт и повторение пройденного нами пути принесёт желаемый результат, но повторюсь, я считаю, что дело в природном таланте. И у каждого ребёнка он свой.
Я начала читать сыну прямо с рождения. Мы ложились на кровать, я держала над собой книгу так, чтоб ему было видно яркие картинки и читала ему стихи. Он слушал, иногда мило гулил. Мы читали каждый день как минимум 3 раза.
Знакомство с алфавитом началось, когда Илье было чуть больше года. Мы бесцельно бродили по супермаркету детских товаров. На глаза попался уценённый товар. Это была магнитная доска с буквами в комплекте. Буквы были яркие, красивые и сделаны из резины. А магниты были внутри этой резины, поэтому были признаны мной безопасными, так как выпасть и быть проглоченными у них не было возможности. Эти самые буквы мы развесили на холодильник на уровне роста нашего любознательного малыша, чтоб ему было чем заняться, пока я вожусь на кухне. В этом возрасте в его лексиконе уже был довольно большой запас слов. И среди них был самый часто задаваемый вопрос: «Мама, что это?» Так вот с этим вопросом он подходил ко мне каждый раз, сжимая в своей маленькой пухлой ручке какую-нибудь букву, снятую с холодильника. Я называла ему звук, который обозначал эту букву и несколько известных ему слов или имён близких ему людей, которые начинались на эту букву. К полутора годам он знал весь алфавит. ВЕСЬ! Включая твёрдый и мягкий знаки!
Читать мы не переставали, многие книжки были зачитаны уже до дыр. Часто я даже уже не смотрела в книгу, потому как знала текст наизусть, но сын продолжал с интересом слушать.
Когда Илье было 3 года у него родилась сестра. На помощь приехала бабушка. Моя мама продолжила нашу традицию читать, предварительно купив любимому внуку несколько новых книг. Этим она меня очень выручала, потому как я уже не могла уделить сыну столько времени, как раньше, а чтение с бабушкой здорово отвлекало его от ревности.
Вскоре бабушка по методике Жуковой начала учить Илью складывать слога. Буква А весело бежала к букве У и получалось забавное слово АУ. Потом наоборот. В общем, буквы бегали друг к другу, а сын не бегал. Чтение это было единственное занятие, во время которого он не бегал. Усидчивость вообще не его конёк.
Потом бабушка уехала. И беготня букв прекратилась. Мне стыдно, но у меня действительно не было возможности заниматься с сыном чтением. Потому как дочь, не смотря на мои надежды, не слушала сказки. Она вырывали из рук книжку и выкидывала её.
Когда Илье было 4, мы лежали втроём на кровати. Я кормила грудью дочь, а сын держал в руках яркую рекламку контактного зоопарка. Он рассматривал её и что-то бормотал. И тут я отчётливо поняла, что он сложил из букв слово «октября», но смысла он не понял. Потому как спросил меня: «Мама, что тут написано?» Я ответила: «Ну ты же сам только что прочитал.» А он спросил: «И что я прочитал?»
Он продолжал автоматически складывать буквы в слова, пока не понимая, что за слова у него получаются, но это длилось не долго. В этот период мы просто повторяли прочитанные им слова и он сразу понимал, что он их знает. Вскорости он начал читать осознанно. К пяти годам он хорошо читал, скоро ему 6, он бегло читает научную литературу.
Сразу оговорюсь, мы не посещали никакие дополнительные развивающие занятия. Мы не прикладывали никаких титанических усилий и никогда не заставляли его заниматься. Всё что он делал, он делал по своей воле и движимый только своим интересом.
Всё то же самое я пыталась проделывать со своей дочерью. Она другая. В свои 2 года и 8 месяцев она знает от силы 10 наиболее интересных ей букв, хотя разговорная речь у неё удивительно прекрасна для её возраста. Я сильно сомневаюсь, что она будет читать в 4 года, как её старший брат, но я и не жду от неё этого. У неё свои таланты.
И у ваших детей есть свои таланты, не навязывайте им чужие. Помогите развить свои. Они вам будут благодарны.
Ставьте лайки, если статья была вам полезна и подписывайтесь на канал, если хотите не пропустить новые статьи.