Найти тему
Максим Бутин

867. «ВСЁ ИЗ ОБЕЗЬЯНСТВА!..»

1. Хосе Ортега-и-Гассет проделал работу над ошибками романиста и сообщил нам, в частности, следующее: «Нужно представлять жизнь героев романа, а не рассказывать о ней. Рассказ, сообщение, повествование лишь символ отсутствия того, о чём рассказывается, сообщается, повествуется. Где перед нами сами вещи, слова о них излишни. Стремление характеризовать персонажей — главная ошибка романиста» («Мысли о романе»).

2. Это весьма похоже на то, в чём можно упрекнуть и современных философов: они не дают понятиям раскрыться, вступить в связи, пусть и весьма вольные, они не мыслят, а рассказывают о словах и понятиях. Самое несносное в этом — пересказы прочитанного.

В философии должны иметься весьма усидчивые натуры, которые читают помногу и пересказывают с увлечением, если увлечение вообще имеет какое-либо отношение к катедер-философии. Самые добротные писания такого рода годятся быть чем-то вроде определителя насекомых в сфере философии. Зачем они?

Плохонькие, а таковых — львиное большинство, просто пересказывают свои впечатления от прочитанного. А кого интересуют читательские впечатления ничтожных личностей?!

Ницше всерьёз заинтересовался ли бы таким несомненным, хотя и мизерным, объектом высокой науки ветеринарии, как Сергей Петрович из «Рассказа о Сергее Петровиче» Л. Н. Андреева? Вряд ли. Почему ж нам хотя бы пролистывать академические философские труды? К чему?

Там, где понятия живут своей разумной жизнью, — «Парменид» Платона, «Наука логики» Г. В. Ф. Гегеля, «Самое само» А. Ф. Лосева, — нет списков «использованной» литературы, понятиям незачем при каждом слове или шаге кивать на свою родословную, козырять происхождением, в их уместности и нужности, уместности и нужности понятий, у читателя нет никаких сомнений.

Тем свободное мышление и отличается от кривляний обезьянства. А «разве мы любили бы и не презирали бы философию, если бы от неё хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства?»

3. Читая и пролистывая современных философов (а как иначе составить о них представление?), начинаешь сомневаться, неужто всё не из воды, не из воздуха, даже, чёрт возьми, не из огня, как всему и положено, а из обезьянства? Ох!

Вторник — критический для философии день. Не жирный, а именно вонючий обезьяний вторник. И ещё Предводитель Дворянства, как субстрат этого духа. Запомним. И станем избегать.

2016.06.03.