Русский Серебряный век невозможно представить себе без творческого объединения, сгруппированного вокруг знаменитого журнала «Сатирикон». Этот журнал выходил в 1910-х годах и до сих пор считается одной из вершин русской юмористической словесности. Он был своего рода фрондой, которая держалась подчеркнуто независимо от любых политических направлений.
Благодаря участию в нем лучших русских художников, журнал отличался высочайшим эстетическим уровнем. Достаточно сказать, что в нем работали Иван Билибин, Борис Кустодиев, Сергей Судейкин, и будет понятно, что «Сатирикон» воплощал в себе самые яркие черты русского модернизма.
Первый номер журнала вышел 1 апреля 1908 года и был приурочен к Дню дурака. Саркастичный, веселый, едкий «Сатирикон» публиковал забавные анекдоты и карикатуры, шаржи на всевозможных звезд и медийных персон начала ХХ века.
Центром этого кружка был Аркадий Аверченко. Талантливый выдумщик, он сумел собрать в журнале единомышленников, которые были неразлучны. В Петербурге тогда говорили: «Если видишь одного сатириконца, значит, где-то поблизости находятся и другие». Они прославились прежде всего как фельетонисты. В силу юмористического направления «Сатирикона», их перо было более раскованным и свободным. Писали они так, чтобы было интересно и смешно всем.
Примечательно, что полная коллекция «Сатирикона», переплетенная в кожу и атлас, находилась в библиотеке Николая II. В выборе материала редакция всегда руководствовалась чувством юмора и здравым смыслом. Сатириконцы были литературными наследниками Салтыкова-Щедрина, правда, вместо сатиры использовали в качестве оружия иронию и самоиронию.
Мужчина этак лет восьми, румяный, с весёлыми торчащими ушами, шагал в гимназию не прямо по тротуару, как все люди, а как-то зигзагами, словно норвежский конькобежец.
Саша Черный «Приготовишка»
Литературный талант лучше всего проверяется временем. Среди многих сотрудников журнала остались в литературе наиболее крупные звезды – Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Саша Черный. Этих сатириконцев помнят и любят и сегодня. Их творчество, рассчитанное на взрослого читателя, со временем получило новое прочтение. Часть рассказов и фельетонов, написанных ими, прочно завоевали место среди классики русской детской литературы. Если подумать, такой поворот был вполне предсказуемым.
Аверченко на протяжении всей своей жизни сам выделял рассказы для детей в отдельные сборники. Наиболее значимые из его историй собраны в книге «Индейская хитрость», выпушенной нашим издательством.
Саша Черный, кажется, сам был большим ребенком, поэтому ему очень просто было писать книги от лица мальчишки, собаки или даже кошки, как в «Дневнике Фокса Микки» и в «Кошачьей санатории». Сборник его рассказов «Невероятные истории» мы выпустили с рисунками Анны Власовой и Анатолия Елисеева. Кстати сказать, Елисеев – это тот художник, который мог бы прекрасно вписаться в общество сатириконцев, если бы родился на несколько десятилетий раньше.
А когда вспоминают о Надежде Тэффи, немедленно всплывают в памяти ее смешные и трогательные рассказы «Кишмиш», «Трагедия» и другие, собранные в нашем сборнике «Увлекательное словотворчество». Каждая ее строка – это маленький шедевр.
Лиза подошла к зеркалу, посмотрела на свой круглый веснушчатый нос, белокурую косичку – крысиный хвостик и подумала с гордой радостью: «Какая я красавица! Боже мой, какая я красавица! И через три года мне шестнадцать лет, и я смогу выйти замуж!
Тэффи «Кишмиш»
Особое место в рассказах Аверченко, Тэффи и Саши Черного о детях занимает тема русской эмиграции. Дети сталкиваются с языковым барьером, часто переезжают. Они лишены домашнего уюта, живут в бедности, часто остаются в одиночестве, потому что родители вынуждены работать целыми днями. Это не слишком веселые темы для юмористических рассказов. И все-таки даже в этих условиях детство остается детством. Все эти сложности не заполняют целиком ребенка, потому что у детей всегда остаются ресурсы для исследования мира и умение быть счастливыми.
Петраха был пресимпатичным ребёнком, и, если бы не его хриплый голос, вечное желание подвести ближнего под неприятность и способность божиться по всяким пустякам, он занял бы солидное положение в обществе.
А. Аверченко «Деловой мальчик»
Аверченко, Тэффи, Саша Черный рассказывали о детях с юмором, оставаясь преемниками чеховских традиций. С большим талантом они умели замечать особенности детской речи и психологии. Их герои в глазах взрослых часто выглядят смешными. Но этот эффект возникает оттого, что взрослым детские поступки кажутся запутанными и нелогичными. А сатириконцы считали, что существует объяснение даже для самых странных и непонятных детских проказ.
Если не учишься – не хорошо. А почему же, позвольте спросить, – не хорошо? Они говорят: «дураком вырастешь». Почему «дурак» не хорошо? Может быть, очень даже хорошо.
Тэффи «Переоценка ценностей»
Дети в рассказах сатириконцев – это не маленькие взрослые, у них собственное восприятие жизни. Ради того, чтобы показать его, полюбоваться им, писатели рисуют мир глазами ребенка. На фоне неиспорченных детей мысли и поступки взрослых выглядят дико, пошло и глупо.
Взрослых я уже и не спрашиваю, они меня всегда на смех подымают, а сами ничего не понимают.
Саша Черный «Люся и дедушка Крылов»
Сатириконцы одними из первых задумались над особенностями детской психологии. Почти во всех рассказах они занимают сторону ребенка, а не взрослого, принимают его ценности. Дети у них всегда пристрастны и никогда не остаются равнодушными. Писатели восхищались непринужденностью и энергичностью, которая свойственна всем детям без исключения. Даже если они ссорятся между собой, или врут, или капризничают, или бедокурят, то делают это от всего сердца.
Детские рассказы сатириконцев считаются лучшими в их творчестве. Взрослый читатель смеется над их текстами с легкой грустью, потому что есть в нашей жизни один фактор, благодаря которому пропасть между детьми и взрослыми затягивается сама собой. Этот фактор – время, ведь каждый ребенок рано или поздно станет взрослым…
Книги сатириконцев мы издали в серии "Читаем всей семьёй".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.