Найти тему

На едином дне голосования кремлевские кандидаты в губернаторы выиграли выборы с результатами от 65 до 90%

На едином дне голосования кремлевские кандидаты в губернаторы выиграли выборы с результатами от 65 до 90%. Что говорит в первую очередь не о популярности действующей власти и мудром подборе популярных кандидатов, а об «управляемости» избирательной системы. То есть, попросту говоря, — зачистке политического поля в сочетании с административным ресурсом и фальсификациями, на которые у организаторов выборов теперь в три раза больше времени и возможностей (так как голосование идет три дня, частично «на пеньках»).

Но не все так плохо: на выборах более низкого уровня неплохие результаты показывают кандидаты «Умного голосования», организованного штабом Алексея Навального. Да, многие из кандидатов «УГ» не шибко лучше кандидатов от власти, но, как мы помним, смысл «Умного голосования» в том, чтобы сделать «Единой России» как можно хуже. И в этом оно работает. А кое-где даже смогли победить настоящие «люди Навального»: депутатами горсоветов стали координаторы штабов Навального в Новосибирске и Томске Сергей Бойко и Ксения Фадеева.

Это показывает, что структуры Навального при всем сопротивлении власти становятся еще и способом построения политической карьеры. Если раньше главным способом избрания в органы власти было пойти и договориться с кем-то в городской/областной/кремлевской администрации, то теперь появляется другой путь: заниматься публичной политикой и выигрывать выборы. Этот путь, конечно, куда более честный и правильный.

Кстати, на довыборах депутата Госдумы от Ярославской области выигрывает бывший губернатор региона Анатолий Лисицын, которого выдвинула «Справедливая Россия» и также поддержало «Умное голосование». Лисицын, по предварительным данным, набрал 50% голосов, а единоросс Андрей Коваленко — 19%.

Почему «Умное голосование» работает на выборах депутатов, но пока не работает на выборах губернаторов, — важный вопрос. «Умное голосование» не предлагало на губернаторских выборах конкретных кандидатов. Рекомендацией «УГ» в данном случае было «голосовать за любого кандидата, кроме кандидата от власти», чтобы добиваться второго тура. С одной стороны, это логично, с другой — может быть, избирателям все же нужна персонификация протестного выбора, она сильнее их мотивирует. Впрочем, не исключаю, что все объясняется проще: на «организацию» (читай: манипуляции и фальсификации) губернаторских выборов были брошены все административные силы, а на выборы депутатов ресурсов уже просто не осталось — там-то и полезли кандидаты от «Умного голосования».