Вы хотите себе хорошей работы? Придется вас огорчить - ее все меньше. Появилась напасть, которая осложняет ее в разы.
Сейчас время нестабильности, как известно. Каждый знает, что в любой момент то место, где он зарабатывает себе на жизнь, способно исчезнуть или стать плохим. Это может случиться по самым разным причинам.
Еще недавно самым надежным был труд в государственных организациях. Главным достоинством госконтор считалась непотопляемость. Какие бы катаклизмы ни происходили в обществе, государственных служб они не касались. Но и сюда беда пришла, откуда не ждали. Стали меняться методы руководства. Надежность контор осталась прежней, но работать в них стало хуже. Усилилось давление на персонал.
Виной всему самый последний из модных трендов – эффективный менеджмент. С его приходом спокойная жизнь в половине профессий закончилась. Если не в большинстве.
Начиналась эта напасть еще в 90-е, но не широко. Что-то было в фаст-фудах, что-то в салонах связи. Страшилки о тотальном контроле ходили разные. Тогда это выглядело экзотикой, не больше.
Прошло время, и новые методы управления стали внедряться уже повсюду. Вначале в торговле, потом в услугах и дальше. Не так давно эта самобытность добралась и до государственных организаций. Напряженность работы там возросла в разы.
Везде это происходит по-разному – где-то увеличивается отчетность, где-то методика, где-то количество самой работы.
Знаю навскидку о трех примерах. В госкомпании, занимающейся телекоммуникациями, каждый месяц стали менять установки, ужесточили прослушку и ввели тренинги с аттестациями. Интенсивность работы с клиентами стала предельной, причем не в прямых задачах, а дополнительных. Выявление потребностей, допродажи и прочая классика мозгопудрения стали обязательной головной болью.
В самых обычных библиотеках, бывших до этого тихой гаванью, резко повысили требования по методической работе. Библиотекари теперь не выдают книги, а занимаются зомбированием посетителей. Каждый по-разному – в зависимости от фантазии руководства.
Хорошо, если эти фантазии творческие. Прошлый раз, когда я зашел в библиотеку, мне под хор балалаечников исполнили песню про Умку. Когда женщина с чувственным декольте взяла меня за руку и спела, глядя в глаза, «засыпай и ты, малыш…», я даже забыл о цели визита.
Но не все так искрометно. Есть еще одна тихая гавань - культурно-массовая работа. Раньше там занимались устройством досуга детишек и пенсионеров. Теперь помимо этих благих дел начался тотальный надзор и отчетность. После работы досуговики часами сидят над вымучиванием докладов, демонстрируя несвойственный им матерный лексикон.
И так повсюду – бесконечные изменения, дергания и давление. Итог этих новшеств – нервы и увольнения. Люди не выдерживают и бегут.
Эффективный менеджмент правит теперь везде. Практика показала – лучше с ним не пересекаться.
Казалось бы, в понятии эффективного менеджмента нет ничего плохого. Это лишь меры по улучшению результатов. Но суть их в том, чтобы постоянно держать работников в напряжении. И это не так безобидно, как кажется.
Даже для самой непрошибаемой психики напряжение выше нормы беда. Если привыкнуть – беда в квадрате. Озверин накапливается вместе с депрессиями, и эта гремучая смесь убийца для ваших нервов. Да и здоровья в целом. Онкология и суициды – главный букет последствий такой атмосферы. Это не преувеличение, есть говорящая статистика по развитым странам.
Представьте себе – вы пришли работать, у вас кредит. А вас начинают долбить независимо от результатов, и каждый месяц по-новому. Вы точно будете в форме?
Есть такое модное слово – токсичный. Им щеголяют инстаграмщики, применяя его где ни попадя. Так вот эффективный менеджмент - токсичен в самом прямом смысле этого понятия. Он убивает личность.
А ведь в нормальном понимании работа должна быть любимой. Если нет, то хотя бы не дискомфортной. Такой, чтобы чувствовать себя на месте и адекватно. Если же ты оказываешься на положении зомби под чужими командами, надо из этой работы делать ноги. Что в итоге практически все и делают через 2-3 года безумия.
Что странно, эффективность нового тренда достаточно спорна. Но он моден и до крайности популярен среди управленцев. Его чтят во всех управленческих школах. И избавиться от него сейчас практически невозможно.
Что делать в такой ситуации – вопрос не праздный. Самое безопасное, считаю, просто не связываться с теми сферами, где он работает. Целее будешь.
На мой взгляд, сейчас особенно правильно следует выбирать профессии, которые самодостаточны и не зависят от безумия руководителей. Если их нет, осваивать. Лучше быть живым парикмахером, водителем или геологом, чем зомбированным планктоном из офиса.
Как-то так.
Поэтому всем удачи. На этом странном этапе она нам особенно пригодится.
Оум-хохом, короче.