Богиню сцены - Элеонору Дузе, увековечили в истории не только ее талант, но и поэты, писатели, художники...
Перефразируя (довольно вольно) Антона Павловича - не видя ее ни разу на сцене я в восторге от ее таланта! Для меня "культовым" является образ, созданный Ильей Ефимовичем. И потому, что творчество его люблю, и потому, что трактовка героини импонирует. Именно так и никак иначе должна выглядеть богиня - максимально отделенная от толпы, откровенно неприступная и недосягаемая.
И стало интересно, а все ли мастера его точку зрения разделяли? Или видел кто-то в ней, прежде всего, простую женщину со своими радостями и печалями?
Вот, например, Джон Сарджент явно солидарен с Репиным - тот же взгляд свысока, та же, возводящая стену, маска на лице. Величие и пьедестал. А как минималистичен художник, но образно выразителен!
Иначе решает Франц Ленбах, который создал целую серию портретов Дузе. На них он воссоздавал лирический, местами патетический образ актрисы, играющей какую-то роль. Ну, или он действительно такой в жизни ее и видел.
Джованни Больдини - один из модных и популярных портретистов своего времени. Живые и воздушные образы, выразительные детали и фантазия художника нравились публике. Элеонору художник трактует как законодательницу мод, но в духе экспериментального импрессионистического классицизма. И перед нами актриса, как балерины у Дега, в обстановке, в движении, а мы, как сторонние наблюдатели, выхватываем этот миг из жизни.
В этюде Эдоардо Гордиджани Дузе спокойна и скромна. Очень человечна, хочется сказать, без грима и игры. Хотя взгляд так и не отпускает.
В творческом порыве и экстазе запечатлевает ее Арриго Минерби. При динамике и напряженности, бюст кажется очень простым и лаконичным. Для скульптора характерна интерпретация образа, в которой модернизм переплетается с классикой.
Несколько лет назад эту скульптуру воспроизвели в 3D-печати и показали насколько интересно меняется нежный образ актрисы, если смотреть на него с разных сторон:
В 1926 году Минерби запечатлевает уже совершенно другую, уставшую и опытную женщину, не отказывая ей в благородстве и величии.
В 1900 году Адольф Гильдебранд создает свой потрет Э.Дузе. Как греческую богиню (или саму Мельпомену) - просто, лаконично, без патетики. Увековечивая для потомков.
Э.Каульбах изображает Дузе не просто как красотку, но как мыслящую личность. Подобные типы портретов в большом количестве появляются на рубеже веков.
Образ грустной и красивой женщины, очень лирический и нежный получился у Луизы Ожье. Минимум декора и акцент на глаза. "Дама с вечно печальным взглядом".
Очень экспрессивный и эмоциональный образ создает художница Анита Рее. Вообще, мне кажется, что графические техники выигрывают у живописи - они позволяют намного острее передать и прочувствовать характер модели. Надрыв, надлом!
Все образы получились милыми и красивыми. Не правда ли? А как вам такая трактовка образа?
Джованни Кастетти в 1908 году создает карандашный портрет Дузе. Что это: шарж на великую актрису или она в роли? Если первое, то в лучших традициях Гойи и Домье - борьба со старостью еще никем не была выиграна (ах, как великолепно прорисована дряблая кожа на щеке!). А если второе - очень убедительна, как будто сама старость (или смерть) перед нами.
Не только современники, но и потомки волнуются от одного имени Элеоноры Дузе. И сегодня, трансформированный облик актрисы, нередко встречается на просторах интернета. Выглядя по-современному, она не теряет главного - печали и трагизма. И главным, по-прежнему, остается взгляд.
Удивительная и неповторимая. Такая разная и убедительная. И на сцене, и на полотнах мастеров. Настоящая женщина!
Читайте еще: Великая Сара Бернар - скульптор и живописец и Цена искусства. Самые странные произведения искусства