Найти тему
Томская неделя

Экстрим с коляской

Оглавление

Окружающая среда в нашем городе недоступна не только для маломобильных граждан, но и для мам с колясками

В нашей газете на протяжении многих лет мы регулярно поднимаем тему доступности городской среды для маломобильных граждан. Вот названия лишь нескольких материалов: «Доступная среда: 28 ступеней до регистратуры и врачей» от 24.08.2012 г.; «Доступная среда для инвалидов? Только не в прокуратуре!» от 24.03.2017 г.; «Станет ли «Доступная среда» в Северске доступнее?» от 23.03.2018 г.; «В прокуратуре не ждут инвалидов» от 06.04.2018 г.; «Иллюзия доступности» от 15.11.2019 г.

Тем временем, несмотря на бесконечное благоустройство центральных улиц, о соответствии тротуаров областного центра программе «доступная среда» до сих пор и речи нет. Даже здоровому человеку тротуар зачастую попросту не доступен!

Тротуар не замечаешь, когда он есть под ногами — настолько он привычен. И чувствуешь себя неуютно, когда вынужден идти по краю дороги, если тротуара нет. Но отсутствие тротуара там, где он должен быть (и все связанные с этим риски), «лечится» просто — его строительством. Чем, кстати, должны заниматься местные администрации. Они и занимаются. По мере финансовых и интеллектуальных возможностей. О том, что из этого получается, в этом материале.

Пандус у ДТЮ наконец-то установили

Где вы, правильные тротуары?

По нормативам тротуары должны быть поднятыми над уровнем проезжей части, отделенными от нее газоном, правильно освещенными и проложенными так, чтобы минимизировать число случаев, когда пешеходам необходимо выходить на проезжую часть. Тем временем ситуаций, когда томичи-пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть из-за неудобств передвижения по тротуарам, хватает в любой сезон.

Казалось бы, позади зима — время, когда тротуары занесены снегом, плохо почищены и оттого превратились в натуральный каток. Позади и весна — время, когда техника, сгребая снег с дорог и тротуаров, зачастую оставляет огромные снежно-каменные валуны и «гребни», через которые не перебраться ни к остановке, ни к пешеходному переходу. Снег растаял, грязь и лужи подсохли. Что же теперь не так с нашими тротуарами?

Возможно, молодому здоровому человеку кажется, что уж летом-то с тротуарами в нашем городе полный порядок. А вот мамы с колясками стараются ходить привычными, что называется, «проторенными» маршрутами. Поскольку только вблизи собственного дома они знают, где и как можно объехать то или иное препятствие с минимальной опасностью для жизни и здоровья.

-2

Провалившаяся плитка только отремонтированного тротуара у ДТЮ

Разрушенный тротуар — опасность для пешехода!

Не секрет, что мамочек с колясками часто критикуют, если на придомовой территории они ходят не по существующему тротуару, а по проезжей части. Но дело в том, что поступают так молодые женщины не по своей воле. Просто зачастую тротуар настолько узок, разрушен и неудобен, что с коляской куда проще передвигаться вдоль проезжей части. Конечно, можно изо всех сил балансировать на узком тротуарчике, ежесекундно следя за тем, чтобы на ямах и колдобинах, которыми он весь покрыт, не соскочили ни правые, ни левые колеса. При этом напряжения рук, направляющих коляску, и умственного внимания требуются просто колоссальные.

Когда же идет ремонт дороги (а в летний период такую картину можно увидеть повсеместно), часто затрагивается и часть тротуара, на которой либо располагается техника, либо навалены горы снятого асфальта или земли. В процессе ремонта тротуар закономерно превращается в полосу препятствий. При этом пешеходы, в том числе пожилые люди, дети и мамы с колясками вынуждены выходить на проезжую часть, что значительно повышает опасность возникновения ДТП. Там, где просто пешеход еще как-то перепрыгнет неудобное место, маме с коляской бывает просто не протиснуться. Мамам приходится либо проводить в уме математический расчет, прикидывая, пролезет ли в свободное пространство коляска, либо, что называется, идти на таран. Для полных людей это тоже может стать неприятностью, и притом довольно досадной. А еще бывает, что нерадивый автолюбитель так коряво припаркует свой автомобиль, что опять же — человеку с коляской в этом месте тротуара уже не протиснуться. Вот и сходят мамочки с колясками на проезжую часть, невольно подвергая опасности и свою жизнь, и жизнь детей.

Мамы, как вы это делаете?!

Еще одна больная тема для города — сплошные бордюры по тротуарам и дорогам. Мамы с колясками мучаются на каждом шагу, перетаскивая их с малышом через бетонные ограждения. Да, в последнее время при ремонте дорог и тротуаров действительно стали делать плавные съезды на переходах. Однако делается это почему-то не везде. Порой такое ощущение, будто существуют разные правила благоустройства тротуаров для правой и левой сторон дороги.

К примеру, прошлым летом ремонтировали площадку перед входом во Дворец творчества юных (ДТЮ) на ул. Вершинина, 17. Заодно переустраивали и тротуар, прилегающий к дороге. Замечу, что все лето в этом месте пешеходы вынуждены были ходить по краю дороги — и так-то не широкой, а часто еще и засыпанной песком и щебнем.

Спасибо, что в результате этих работ на подходе к ДТЮ со стороны Буфф-сада наконец-то появился пандус. До этого там была только лестница порядка 10-12 ступеней. Не раз и не два приходилось наблюдать, как молодые мамы, приводящие на занятия в ДТЮ старших детей, вручную затаскивают коляски с младшими на эту самую лестницу.

Да, пандус появился. Однако съезда на пешеходном переходе в этом же месте по-прежнему нет. Как нет и съезда вдоль ДТЮ при подходе к нему со стороны кирхи. Ладно, хоть там ступени широкие и пологие — по таким не так уж и трудно тягать коляску. Хотя, учитывая, сколько препятствий приходится преодолевать с коляской во время прогулки с ребенком по нашему городу, уже и такие ступени вызывают напряжение и недоумение: почему, ну, почему не сделать спуск?! Ведь по тротуарам ходят не только мамы с колясками, но и едут их дети на велосипедах и трехколесных самокатах. Этим маленьким «транспортным средствам» ступени никак не по плечу. Вот и приходится мамочке, во-первых, следить, чтобы старший ребенок не влетел в какую-нибудь рытвину или колдобину, а во-вторых, останавливаться перед каждым препятствием в виде ступеней и бордюров, чтобы одной рукой пытаться перетащить коляску, а другой — помочь ребенку с самокатом.

Ну, и не могу промолчать о плитке, которой сейчас повсеместно стремятся умостить тротуары. На некоторых улицах эта плитка уже вся разрушилась в крошку. На летней коляске по такому покрытию особо не разгуляешься: колеса цепляются за каждую щербину, забиваются мелкими камнями и буксуют. При этом ребенка в коляске трясет, как на аттракционе.

Вот и получается, что прогулки с маленькими детьми превращаются для мам в бесконечный экстрим, да еще и сопровождаемый невероятными физическими и психическими усилиями.

Местные чиновники с детьми не гуляют?

В прошлом году на ул. Усова в районе МКЦ ТПУ произошла варварская вырубка аллеи тополей. Наша газета освещала эту тему в материалах «Живая лаборатория» или «Лаборатория-убийца»?» от 07.02.2020 г. № 6 и «Томичи: «Это дикость и варварство!» от 22.05.2020 г. № 21. Как и многие томичи, наши журналисты были активно против этой вырубки, поэтому присутствовали на заседаниях ландшафтной комиссии, где специалисты разных уровней предупреждали: вырубка тополей и переустройство сквера, затеянного молодыми «специалистами» из «Живой лаборатории», не принесут жителям этой улицы комфорта. Скажу больше: сами жители ул. Усова и близлежащих улиц тоже присутствовали на заседаниях ландшафтной комиссии и прямо говорили свое мнение: мы не хотим, чтобы вместо тенистой аллеи на нашей улице устраивали что-то другое, новомодное; для отдыха нам ценна и важна именно аллея тополей!

Подход к ДТЮ со стороны кирхи: ступени есть, съезда для колясок и детей на самокатах — нет
Подход к ДТЮ со стороны кирхи: ступени есть, съезда для колясок и детей на самокатах — нет

Увы, чиновниками городской администрации не были услышаны ни жители Томска, ни журналисты, ни даже эколог, профессор биологии Александр Ревушкин, доходчиво объяснявший ценность именно тополя в качестве растения, максимально обеспечивающего своей кроной и очистку воздуха, и комфортную тень, так необходимую в жаркие дни. Тополя вырубили. На их месте высадили какие-то кустики и прутики, которые на сегодняшний день не подают признаков жизни. Еще на этом месте установили скамейки, небольшие батуты и некую деревянную инсталляцию, по которой могут лазить дети. Да вот только скамейки в новоявленном сквере чаще всего пустуют. Мамы, гуляющие здесь с колясками и детьми, честно признаются, что у них даже мысли не возникает сделать остановку в этом «общественном пространстве, благоустроенном «по европейским стандартам» (то, что обещала «Живая лаборатория»). Во-первых, здесь негде укрыться от солнца и ветра. Ведь тополей больше нет, а новые деревья, похоже, так и не прижились. А во-вторых, после вырубки тополей загазованность и запыленность с проезжей части ул. Усова стала настолько очевидной, что гулять здесь с детьми и садиться на пыльные скамейки нет никакого желания.

Новомодная деревянная конструкция в сквере у МКЦ ТПУ
Новомодная деревянная конструкция в сквере у МКЦ ТПУ

Прогулки с коляской и маленькими детьми по улицам нашего города все чаще напоминают самый настоящий экстрим, во время которого необходимо сохранить здоровье и жизнь, продираясь сквозь бесконечные препятствия в виде бордюров, рытвин и разрушенной плитки. Ну, а то, что зеленых насаждений в нашем городе с каждым годом становится все меньше, вместе с чем растет число заболеваний, связанных с дыхательной системой детей и взрослых — это, по-моему, уже вообще никого из чиновников не волнует. Видимо, городские мужи не гуляют с колясками по улицам нашего города: не ищут пути объезда разрушенных тротуаров или тень и свежий воздух для своих детей.

Ева Маденова