Да, о самых непредсказуемых и лукавых персонажах арабских сказок- Джиннах!
Джинн - один и тех образов, который украшал сказочный мир нашего детства.
Наверняка многие завидовали советскому пионеру Вольке Костылькову, ведь мальчик умудрился прокатиться на ковре самолете и съесть бесплатное эскимо с коллегой золотой рыбки.
А многие мечтали оказаться на месте Алладина и стать тем самым добрым путником, который должен войди в славный город Багдад, не поверить своим глазам и подружиться с очаровательным Джинни.
Многие люди в наше время ассоциируют слово «джинн» только с духом лампы, исполняющим желания. Но сегодня мы развеем этот миф.
В доисламской арабской языческой мифологии джинны почитались, как боги. И на тот момент они еще не были исполнителями желаний и не сидели в бутылках — эти мифологические особенности пришли гораздо позже. Впервые упоминания о них встречаются у семитских племен Аравийского полуострова. Затем Джинны "перекочевали" в Ислам и частично смешались с различными поверьями. И стали часто описываться, как злые духи.
В Коране джинны упоминаются как создания Аллаха вместе с ангелами и людьми, и имеющие право выбора - стремиться к свету или тьме. «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. Затем был сотворен Адам (и Ева)». Джинны оказываются причастны к самым важным тайнам. И даже сатана оказывается принадлежащим к их народу, а не падшим ангелом, как в христианской традиции. Они древнее человеческого рода и неосязаемы ни одним из пяти человеческих чувств, ведь созданы они были из чистого бездымного пламени и наделены волшебными силами.
Джинны – это представители параллельного мира. У этих мифических созданий, согласно легендам, есть свой отдельный мир, но лишь джинны способны перемещаться в людской мир, люди не способны посещать вселенную джиннов.
Слово «джинн» происходит от арабского "джанна" - "скрытый", а значит невидимый для людей. Именно поэтому считали, что они постоянно присутствуют рядом с людьми и очень любят подслушивать и подсматривать.
Согласно арабской мифологии, джинны бывают разными - злыми и добрыми. Сильнейших джиннов называли ифритами — из них состояла армия царя Соломона. Злых джиннов именовали «шайтанами». В облике людей — маридами. Жестокие оборотни звались гулы, и ,как правило это были джинны-женщины. Еще существовали Сила — слабейшие из джиннов. Кроме того, волшебные существа могли подразделяться в зависимости от стихий (воздух, земля и т.д.) или от рода занятий.
Наш Старик Хоттабыч был маридом. Мариды могли быть как злыми, так и добрыми, были способны предсказывать будущее и помогать в достижении целей. Описывались обычно, как высокие бледные люди с белыми бородами, умели выпускать огонь из ноздрей и превращаться в эфирные летучие существа. Но именно мариды часто становились пленниками разных предметов: например, кольца или лампы — в сказке про Алладина или бутылки — в истории с Хоттабычем.
А теперь перейдем к образу джинна в книгах и кино.
Образ Джинна, заточенного в лампе и исполняющего 3 желания, впервые появился в "Тысяча и одна ночь" Этот памятник средневековой арабской и персидской литературе был опубликован в Каире в 1835 году.
придания гласят, что джинны предпочитают спать в тихих укромных местах, преобразовавшись в ту самую нематериальную форму. Отличным местом для них будет ваза, кувшин или же... лампа.
Думаем, мало кто вообще задумывался какой у джинна дом...
Да, это-восточная масляная лампа, осветительный прибор и официально это устройство называется жировик. это светильник, работающий на основе сгорания масла.
Работает он по аналогии с керосиновой лампой: в ёмкость заливается масло или растопленный жир, туда опускается фитиль, по которому, согласно свойству капиллярного эффекта, масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигается, и масло, поднимаясь по фитилю, горит. В древности такие лампы изготавливали из камня или глины, а позже стали из меди и других сплавов.
Неизвестный автор сказок посчитал очень поэтичным заключить дух пламени в масляную лампу, как постоянный источник огня.
А вот нашего «Старика Хоттабыча» писатель Лазарь Лагин написал под впечатлением от английской сказки «Медный кувшин», которая была написана Ф. Энсти и издана в 1900 году.
«Старик Хоттабыч» выходил в 3 редакциях: оригинал от 1938 года, редакция 1953 года и расширенная версия 1955 года. В 1956 году уже вышел фильм о добром и неуклюжем джинне...
Стоит упомянуть поразительную работу Силуэтной анимации 1926 году. «Приключения принца Ахмеда», которая тоже основывается на книжке «Тысяча и одна ночь.» Конечно сейчас это немое произведение посмотреть стоит больших трудов.
Ну а всемирная компания DISNEY подарила миру взбалмошного Джинни в 1992 году.
Фильм «Хотабыч» 2006 года тоже имел определенный успех и Диснеевский вариант джинна 2019 года пришелся по вкусу многим зрителям.
#джинны #история #мифология #восток #историякино #лампаалладина #сказки