Найти тему
Настасья Veter Мокич

Почему родителю лучше не быть учителем своих детей

Мои размышления о том, почему роль «родитель» и «учитель» в традиционном смысле слова сложно совместимы.

Источник фото: Pixabay.com
Источник фото: Pixabay.com

В бассейне слушаю тренера детской команды и случился инсайт.

— Ну что, команда черепах? Ну как ты плывешь? Это что «кроль»? У тебя руки кривые что ли?

Говорят, это лучший тренер, его обожают и дети, и родители. Он дает результат. Ранили бы меня такие слова от тренера? Не особо. (Я сейчас вообще не обсуждаю этику тренеров старой закалки). Ранили бы меня эти слова от родителей? Безусловно.

На каком-то этапе обучения, коучинга, наставления, тренерства, критика, пусть и в экологичном, современном, продуктивном формате, но тем не менее — критика — неизбежна.

В спорте это особенно заметно. ,Но и в жизни, стимулируя развитие, мы часто критикуем.

Да, в идеале, не переходя на личности, используя специальные методики, и т.д. Но все же, основная функция учителя — трансформировать, в том числе используя критику текущей ситуации.

А основная функция родителя — давать безусловную любовь. И безусловное принятие. Часто эти две функции сложно совместить.

Поэтому многих даже во взрослом возрасте ранит критика от родителей. Родитель может недоумевать «я же как лучше хочу», «я хочу, чтобы ты развивалась (-лся)», и хуже всего: «я же как есть говорю». Но нам не нужно от родителей «как есть», нам нужно знать, что для них мы самые лучшие и самые любимые по-любому. Мы в жизни еще ни раз столкнёмся с пониманием, что нам есть куда расти. Но если в душе будет фундамент в виде абсолютного принятия и абсолютной любви от родителей, расти будет легче и веселее.

Некоторые любители покритиковать своих же детей говорят «вот он выйдет в большой мир и там ему скажут, что он толстый (ноги кривые, слуха нет, рисовать не умеет) и т.д.», лучше я ему сейчас скажу!». Нет!!! Лучше не упоминая вес вообще приучить к здоровой еде и спорту, научить подбирать для себя идеальную одежду и делать это в формате игры, помочь найти таланты или вообще оставить ребенка в покое и дать ему возможность быть собой, потому что часто «недостатки» ребенка в глазах родителя, это еще и отражение родительских травм и страхов. Проще говоря, мама видит недостаток или отсутствие таланта, там где его вообще нет.

«И что позволить петь ребенку, если нет способностей?». Конечно! Что-то он от этого возьмет, как минимум веселье, если это действительно — не его, то сам в итоге потеряет интерес. Даже если ему на отсутствие таланта укажут со стороны, это легче, чем услышать от родителя. А если все ошибаются? Смотрели фильм про оперного певца? «Мечты сбываются», называется, на реальных событиях.

На мой взгляд, лучшее, что может сделать родителей, вообще не видеть и не искать никаких недостатков. Приучать к здоровому образу жизни априори, на своем примере. Заинтересовывать разными занятиями. Видеть к чему тянется, и искать в этой сфере хороших учителей.

Конечно, и родитель учит. Но здесь должны быть максимально мягкие методики, чтобы не нарушить концепцию безусловной любви и безусловного принятия. Обучение до школы через игру вполне подходит, если есть желание и возможность.

Но потом сложнее, да и становятся нужны специалисты в своем профиле.

Если мы как родители дадим детям фундаментальную безусловную любовь и безусловное принятие, развиваться дальше, в том числе и принимая критику адекватно, им будет намного легче.

Поэтому концепция домашнего образования своими силами все-таки не для меня.

Домашнее образование еще можно рассмотреть в контексте приглашения преподавателей по каждому предмету, но тогда, на мой взгляд, нужно найти занятия, благодаря которым ребенок школьного возраста будет общаться со сверстниками. Не обязательно целый день, как в школе, но чтобы своя «тусовка» была.