Ровно тогда, когда приходит безусловное качество и ощутимый запас прочности.
В противном случае, имеет место родительский недогляд, равнодушие или - хуже того - откровенная халтура.
Но ведь ПОДАТЬ под маркой самостоятельности - заманчиво, не так ли? Как вариант - "взрослость", даже там... где взрослости нет и в помине.
Как педагог, я знаю массу глубоко опустошённых "самостоятельных" детей и подростков, которые, на поверку, НИЧЕГО НЕ УМЕЮТ. Проецируйте хоть на общее образование, хоть на начальное музыкальное! Случаи есть везде, случаев немало - и, разумеется, в каждом из них семья поспешит сослаться на свободный, демократичный, творческий и "ненасильственный" характер воспитания, на независимое и естественное детское счастье.
Болезненно признаваться себе в том, что твой ребёнок брошен и пущен на самотёк. Вполне обычно - держать глухую оборону и не соглашаться с очевидным материнским-отцовским поражением, рисоваться, кичиться не по годам "продвинутым" наследником.
По моему стойкому убеждению, ценность детской/подростковой самостоятельности в наши дни по-прежнему грубо преувеличена, без разбору и трезвой оценки плюсов-минусов.
Вот играет на переводном экзамене 11-летняя девочка-четвероклассница, которая позиционирует себя как пианистка. На ней пыльная тенниска, мини-юбка, кислотно-зелёные носочки и открытые туфли. Девочка уверена в себе и в своей правоте, хотя выглядит неухоженной и исполняет слабо, будто позавчера наизусть выучила.
Она вбежала в музыкальную школу одна-одинёшенька, за три минуты до своего выхода на сцену - разыгрываться даже и не рассчитывала. Ни в зале, ни даже в классе. Вот серьёзно, а зачем? После выступления так же одиноко и ушла...
Девочка представила, в частности, Сонатину Бетховена Фа мажор. (В этой вещи я знаю каждый квадратный миллиметр, ибо моя дочь таковую тоже выносила на переводной экзамен - правда, по окончании первого класса.) Избавлю читателя от подробностей - что именно пошло не так в исполнении нашей неколебимой героини - но Сонатина известным образом "закольцевалась" и продолжалась восемь минут вместо оптимальных полутора-двух. Девчушка широко улыбалась и была собою в высшей степени довольна. Всё сама. Ура, каникулы!
А между тем, каникулы - тот ещё квест для трудящихся родителей. Проблема, безусловно, решаемая - но не без потерь, при многих детях в семье - в особенности. В комментариях к моему весеннему посту о каникулярной реальности больших семей... радостно обозначались и описывали свои подходы те, для кого "квеста нет".
Действительно, прочь сомнения: ребёнок, вестимо, всесилен. Книги, компьютер, телефон, холодильник, чайник, магазинчик, дворик, приятели - в наличии. Работу никто не отменял. Да здравствует самостоятельность!
А ведь каникулы - время расти над собой, брать новые высоты, становиться крепче, весомее, мудрее. Кто направит в делах, если не родители?
И, конечно, бесформенная свалка негатива под моими статьями о ранней профориентации наследников. Победные кличи о том, что дочка/сын дозреет - тут и выберет, естественным образом, дело по душе. Собственноручно. Успешно. Преобразует личный креатив в уверенное поступление вперёд и выше... Одной, можно сказать, левой.
Вот только на практике всё иначе. Тотальная лёгкость молодёжного бытия осталась в ушедших эпохах, затерялась в давних десятилетиях.
На бюджет в ведущие ВУЗы не так-то активно поступается пережившими "лайтовое" безмятежное детство во дворе и с кучей друзей.
Где она нынче - самостоятельность?
Там, где не по годам зрелое существо способно не только выживать без помощи старших, но и безошибочно контролировать уровень своих деяний на пути к достойному будущему.
Там, где количество родительских моральных/временнЫх вложений давно успело перейти в качество - и сформировать нордический характер подрастающего бойца.
Там, где гибкие и вдумчивые взрослые не считают для себя зазорным вникать в детскую жизнь - но корректно держат дистанцию, готовые помочь и поддержать в любой момент.
А вы как думаете?
Увязываете ли самостоятельность с качеством познания мира?