Найти в Дзене

Серебряная Елань: Павел Харитонович Ширяев о собственном происхождении

Родился я 13 декабря (27-го по н/ст.) 1903 года в д. Борисово Калиновской волости Камышловского уезда Пермской губернии. Теперь этот адрес изменился. Менялся он несколько раз. С 1923 года при новом районировании деревня наша отошла от ликвидированной волости в с.Калиновском и стала подчиняться Володинскому Сельскому Совету. Стало удобнее: если до с. Калиновского было 7 верст, то до с. Володинского – только две. Камышловский наш район бывал и Шадринского округа и Челябинской области, а Володинский сельсовет подчинялся Богдановическому району, а теперь снова – Камышловскому и Свердловской области.

Родители мои были крестьянами. Отец – Ширяев Харитон Васильевич и мать – Матрена Васильевна. Отец 1880 года рождения, а мать – 1879 года.

В семье родителей я был третьим ребенком. Первым у них был Афанасий 1900 года рождения, затем Августа (1902 г.р.), после меня был брат Евлампий, умерший рано, в возрасте 2–3 лет. Были еще, умершие младенцами Ваня и Сережа, затем в 1910 году родился Константин и в 1914 году – Яков.

С того времени, как я стал себя помнить, старшим в доме был дедушка Василий Степанович. Бабушку свою помню, звали ее Степанида Ивановна, урожденная Лоскутникова из села Калиновского. Умерла бабушка рано, в 67 лет, в 1910 году. С дедушкой они были ровесники, рождения 1843 года.

Кроме моего отца, у дедушки были еще дети. Дочь Елена умерла взрослой в больнице в г. Камышлове. На могиле ее и сейчас растет береза, посаженная дедом и бабушкой при похоронах дочери.

О причинах смерти Елены дедушка рассказывал так: «Ехал я в поле на Бобровский луг, смотрю – лежит желтая тряпка. Остановился, поднял кнутовищем, растряхнул, оказалось – ситцевое платье, доброе, почти новое. Привез домой. Надела Елена это платье – пришлось впору, стала его носить. Вскоре заболела, слегла в постель. Мы ее к дохтору, на бараки (в одноэтажных длинных деревянных бараках была городская земская больница) положили, да так и не поправилась, померла».

Сын деда, Тихон, был моложе моего отца на 4-5 лет. Высокий, статный. В 1906 году, когда ему исполнилось 22 года, «забрили» его в солдаты. Служил он в Санкт-Петербурге в лейб-гвардии Московском полку[1]. Через три года он «пришел из солдат» в новенькой гвардейской форме: мундир и брюки из тонкого черного сукна, серая шинель и всюду светлые медные пуговицы с двуглавым орлом. На голове мелкая маленькая финская шапочка из черного каракуля с кокардой и какой-то медной в узорах полоской с надписью, содержание которой не помню. На ногах у него были черные платовые[2] блестящие сапоги. Привез он чемодан, обтянутый парусиной, похожей на домотканый холст. Раскрывался чемодан на две половины, были светлый замысловатый замок и две ручки, по одной на каждой половине. Кроме вещей, привез он бритву с маленькой жестяной чашечкой для мыла и помазок. Тихон брил себе бороду раз в неделю по воскресеньям, усы «фабрил» фиксатуаром – палочкой помады в бумажной трубочке.

Жена дяди Тихона, Лукия Васильевна, была из семьи Солдатовых, живших наискосок от нас через дорогу. Были у них дети: Миша, умерший младенцем, и Павел, рождения 1911 года, который жив сейчас. Живет он в Сибири в г. Усть-Кут, куда приехал со строительства Комсомольска на Амуре. Приехал туда с человеком, который когда-то отбывал в тех местах заключение, женился на его дочери и остался в Сибири навсегда. Живет неплохо, построил домишко, дети уже взрослые. Сам давно на пенсии. Участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен.

Из рассказов дедушки знаю, что отца его звали Степан Семенович, а мать Ксенией…

После смерти Ксении Степан Семенович женился на другой. От второй жены было у него еще трое детей: дочь Мария, сын Игнатий и дочь Наталья. У Игнатия было три сына: Ксенофонт – ровесник дяде Тихону, Федор и младший Калинник. У бабки Натальи были дочери и сыновья, дочь Евдокия и Афанасья, сын Федор, дочь Наталья, и младший сын Иван.

Интересовался я и предками своего деда Василия Степановича. Много он рассказывал, но я имена своих прадеда и прапрадеда запамятовал. Записывать тогда еще не умел, а когда научился, то видимо уже не интересовался или были другие заботы.

Вся наша семья, дедушка с бабушкой, Тихон с женою и двумя детьми, и все мы, пятеро-шестеро детей с отцом и матерью, жили в одной избе с сенями. Изба была не очень просторная, хотя и имела пять окон. (Написано
09.02.1975 г., П. Х. Ширяев).

[1] Вероятно, лейб-гвардии Московский полк — гвардейский пехотный полк Русской императорской армии. Входил в состав 1-й бригады 2-й гвардейской пехотной дивизии. Дислоцировался в С.-Петербурге.

[2] Платовые сапоги – сделанные из плата, толстой и прочной водонепроницаемой кожи.