Моя статья «Когда в детском саду начинают готовить к школе» получила довольно много негативных комментариев от родителей.
Многие мамы считают, что в садах, куда они водят своих детей, воспитатели вообще не проводят никаких занятий. Не буду опровергать этот факт, хотя в муниципальных садах так быть не должно. Возможно родители не совсем понимают в чем заключаются и сколько длятся занятия в детском саду. Для примера скрин:
И ответ:
Тем более для многих будет откровением то, что воспитатель должен работать с детьми над звуковой культурой речи и даже формировать правильные звуки.
Звуковая культура речи это:
- правильное произношение звуков и слов;
- громкость и скорость речевого высказывания;
- ритм;
- тембр;
- паузы;
- логическое ударение.
Многие из вас скажут, что это работа логопеда. Отвечу: и да, и нет.
Воспитатель работает со всеми детьми своей группы с учетом очередности формирования звуков в речи в соответствии с возрастом.
Логопед осуществляет руководящую функцию и проводит консультации для педагогов. Работает с детьми зачисленными на логопункт ДОУ или в логопедическую группу.
Нормы появления звуков в речи у детей
- До двух лет у ребенка должны быть сформированы гласные [а], [о], [э] и самые ранние по времени появления согласные [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’]
- К трем годам появляются гласные [ы], [у], [и], и согласные [й], [к], [к’], [г], [г’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
- К четырем годам должны появиться свистящие согласные [с], [с’], [з], [з’] .
- К пяти годам «встают» шипящие [ш], [ж], [щ], [ч].
- После пяти лет формируются соноры [л],
[р] и [р’].
В соответствии с возрастными нормами становления звуков в речи ребенка и образовательной программой воспитатели организуют работу по формированию звуковой культуры речи
К слову сказать, когда моей дочери было пять лет, я не успела моргнуть глазом, как в один из дней она мне сообщила, что воспитательница научила ее говорить звук [р] легко и непринужденно. Как и должно быть у детей с нормотипично развивающейся речью.
Работа проводятся в игровой форме в течение дня и включаются в режимные моменты и занятие по развитию речи.
Чтобы было понятно, как это происходит, приведу в пример возрастную группу с 3 до 4 лет (младшая группа), когда формируются свистящие звуки.
- Ежедневно проводит артикуляционную гимнастику, знакомит с артикуляционным укладом. На звук [с]:
- губы улыбаются;
- зубки «заборчиком»;
- кончик языка упирается в верхнюю часть передних зубов;
- дует холодный ветерок.
2. Пальчиковая гимнастика может быть такой:
«Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка.
Два бочонка под столом
Вот такой я видел дом»
Тут же уместна работа над словообразованием: «Большой стол, а маленький столик. У нас стул, а у куклы… стульчик».
3. Во время гигиенических процедур педагог может приговаривать такое стихотворение:
Есть у дождика сестричка: «С – с – с».
Это быстрая водичка: «С – с – с».
«С – с – с», — она свистит.
«С – с – с», — она поёт
И струёй из крана льёт: «С – с – с».
Эту песенку послушай: «С – с – с».
Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».
4. Перед обедом в беседу о пользе овощей вполне допустимо вставить, а потом и выучить такое стихотворение, насыщенное звуком с:
«Слава съел салат капустный.
Был салат капустный вкусный»
5. Перед дневным сном воспитатель может использовать такое стихотворение:
«Тихо-тихо сон идёт.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете…
Так бегом в постели, дети!»
Такая стихотворная форма настроит детей на отдых и ненавязчиво будет формировать фонетико-фонематический слух, громкость голоса, ритмическую сторону речи.
6. Во время изучения темы домашних животных пригодится такое стихотворение, которое можно быстро выучить с детьми:
«Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт»
7. На музыкальном занятии и в течение дня дети могут слушать, а в идеале, включать в музыкальном уголке самостоятельно, логопедические распевки, например, Екатерины Железновой.
«Са-са-са. Это хитрая лиса. Су-су-су. И живёт она в лесу. Сы-сы-сы. Много дела у лисы. Со-со-со. Она крутит колесо».
Ссылка на распевку здесь. Другие распевки вы можете найти на моем сайте.
По сути в течение дня ребенок часто слышит нужную фонему, эталон которой постепенно формируется в его слуховом восприятии.
Вы тоже можете поддержать эту работу учитывая нормы появления звуков в речи соответственно возрасту
Советы родителям:
1. Говорите с детьми четкими короткими предложениями выделяя голосом нужный звук.
2. Обращайте внимание вашего малыша на правильные формы простых слов из одного-двух слогов.
3. Читайте и заучивайте с детьми стихи и песни с нужным звуком.
4. Заведите ритуал уютного чтения на ночь.
Желаю успехов без услуг логопеда!
Обратите внимание, что на моем канале много видео-уроков для детей и родителей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую публикацию.