Найти тему
Логопед дает совет

Как воспитатель детского сада должен работать над звуками

Оглавление

Моя статья «Когда в детском саду начинают готовить к школе» получила довольно много негативных комментариев от родителей.

Многие мамы считают, что в садах, куда они водят своих детей, воспитатели вообще не проводят никаких занятий. Не буду опровергать этот факт, хотя в муниципальных садах так быть не должно. Возможно родители не совсем понимают в чем заключаются и сколько длятся занятия в детском саду. Для примера скрин:

И ответ:

-2
Тем более для многих будет откровением то, что воспитатель должен работать с детьми над звуковой культурой речи и даже формировать правильные звуки.

Звуковая культура речи это:

  • правильное произношение звуков и слов;
  • громкость и скорость речевого высказывания;
  • ритм;
  • тембр;
  • паузы;
  • логическое ударение.

Многие из вас скажут, что это работа логопеда. Отвечу: и да, и нет.

Воспитатель работает со всеми детьми своей группы с учетом очередности формирования звуков в речи в соответствии с возрастом.

Логопед осуществляет руководящую функцию и проводит консультации для педагогов. Работает с детьми зачисленными на логопункт ДОУ или в логопедическую группу.

Нормы появления звуков в речи у детей

  • До двух лет у ребенка должны быть сформированы гласные [а], [о], [э] и самые ранние по времени появления согласные [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’]
  • К трем годам появляются гласные [ы], [у], [и], и согласные [й], [к], [к’], [г], [г’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
  • К четырем годам должны появиться свистящие согласные [с], [с’], [з], [з’] .
  • К пяти годам «встают» шипящие [ш], [ж], [щ], [ч].
  • После пяти лет формируются соноры [л],

[р] и [р’].

В соответствии с возрастными нормами становления звуков в речи ребенка и образовательной программой воспитатели организуют работу по формированию звуковой культуры речи

К слову сказать, когда моей дочери было пять лет, я не успела моргнуть глазом, как в один из дней она мне сообщила, что воспитательница научила ее говорить звук [р] легко и непринужденно. Как и должно быть у детей с нормотипично развивающейся речью.

Работа проводятся в игровой форме в течение дня и включаются в режимные моменты и занятие по развитию речи.

Чтобы было понятно, как это происходит, приведу в пример возрастную группу с 3 до 4 лет (младшая группа), когда формируются свистящие звуки.
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс
  1. Ежедневно проводит артикуляционную гимнастику, знакомит с артикуляционным укладом. На звук [с]:
  • губы улыбаются;
  • зубки «заборчиком»;
  • кончик языка упирается в верхнюю часть передних зубов;
  • дует холодный ветерок.

2. Пальчиковая гимнастика может быть такой:

«Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка.

Два бочонка под столом

Вот такой я видел дом»

Тут же уместна работа над словообразованием: «Большой стол, а маленький столик. У нас стул, а у куклы… стульчик».

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

3. Во время гигиенических процедур педагог может приговаривать такое стихотворение:

Есть у дождика сестричка: «С – с – с».

Это быстрая водичка: «С – с – с».

«С – с – с», — она свистит.

«С – с – с», — она поёт

И струёй из крана льёт: «С – с – с».

Эту песенку послушай: «С – с – с».

Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

4. Перед обедом в беседу о пользе овощей вполне допустимо вставить, а потом и выучить такое стихотворение, насыщенное звуком с:

«Слава съел салат капустный.

Был салат капустный вкусный»

5. Перед дневным сном воспитатель может использовать такое стихотворение:

«Тихо-тихо сон идёт.

Сказки новые несёт.

Сказки обо всём на свете…

Так бегом в постели, дети!»

Такая стихотворная форма настроит детей на отдых и ненавязчиво будет формировать фонетико-фонематический слух, громкость голоса, ритмическую сторону речи.

6. Во время изучения темы домашних животных пригодится такое стихотворение, которое можно быстро выучить с детьми:

«Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поёт»

7. На музыкальном занятии и в течение дня дети могут слушать, а в идеале, включать в музыкальном уголке самостоятельно, логопедические распевки, например, Екатерины Железновой.

«Са-са-са. Это хитрая лиса. Су-су-су. И живёт она в лесу. Сы-сы-сы. Много дела у лисы. Со-со-со. Она крутит колесо».

Ссылка на распевку здесь. Другие распевки вы можете найти на моем сайте.

По сути в течение дня ребенок часто слышит нужную фонему, эталон которой постепенно формируется в его слуховом восприятии.

Вы тоже можете поддержать эту работу учитывая нормы появления звуков в речи соответственно возрасту

Советы родителям:

1. Говорите с детьми четкими короткими предложениями выделяя голосом нужный звук.

2. Обращайте внимание вашего малыша на правильные формы простых слов из одного-двух слогов.

3. Читайте и заучивайте с детьми стихи и песни с нужным звуком.

4. Заведите ритуал уютного чтения на ночь.

Желаю успехов без услуг логопеда!

Обратите внимание, что на моем канале много видео-уроков для детей и родителей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую публикацию.