Научная мысль основана на индуктивных и дедуктивных рассуждениях, поэтому критический обзор этих методов позволит нам изучить основные основы науки. В качестве примера я буду использовать процесс проведения исследований по выращиванию риса.
Обычно начинают с составления общего предложения на основе ряда фактов или наблюдений. Скажем, проведено всестороннее исследование риса. Чтобы определить наиболее подходящее количество семян риса для посева, ученый экспериментирует с различными количествами посевного материала. Чтобы установить оптимальное расстояние между растениями, он проводит тесты, в которых он варьирует количество дней, в течение которых сеянцы выращивают в питомнике, а также количество и расстояние между пересаженными сеянцами.
Он сравнивает несколько разных сортов и выбирает те, которые дают самые высокие урожаи. И чтобы установить правила внесения удобрений, он пытается вносить разное количество азота, фосфора и калия. Выводы, сделанные по результатам этих испытаний, составляют основу для выбора подходящих технологий и количеств, которые будут использоваться во всех методах производства риса.
Но приводят ли несколько разрозненных улучшений к лучшему общему результату? Эта проблема лежит в основе заметного провала большинства исследований по достижению более высоких урожаев при выращивании риса. Можно ожидать, что соответствующие 10-процентные улучшения за счет новых сортов риса, методов обработки почвы и посева, внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями в сумме приведут к общему увеличению урожайности на сорок процентов, но фактические улучшения на поле составляют от двух до в лучшем случае десяти процентов.
Почему из 1 + 1 + 1 получается не 3, а 1? По той же причине, что из разбитого зеркала невозможно собрать зеркало более совершенное, чем оригинал. Причина, по которой сельскохозяйственные исследовательские станции не могли производить более 15-20 бушелей(700 л) на четверть акра(10 соток) примерно до 1965 года, заключалась в том, что все, что они делали, по сути, было анализом риса, который изначально давал 15-20 бушелей на четверть акра. .
Хотя такие исследования были начаты для разработки высокоурожайных методов, которые более производительны, чем те, которые используются обычным фермером, их единственным достижением было добавление научных комментариев к существующим методам выращивания риса. Это не улучшило урожайность фермеров. Такова судьба индуктивного исследования. Научное сельское хозяйство сначала проводит исследования в основном с помощью индуктивного или апостериорного процесса, а затем делает обратный ход, применяя дедуктивное рассуждение для вывода конкретных суждений из общих предпосылок.
Естественное земледелие приходит к своим выводам, применяя дедуктивные или априорные рассуждения, основанные на интуиции. Под этим я имею в виду не образное формулирование необузданных гипотез, а мысленный процесс, который пытается прийти к широкому заключению посредством интуитивного понимания. В ходе этого процесса он делает узкие выводы, адаптированные к времени и месту, и ищет конкретные методы в соответствии с этими выводами.
Таким образом, естественное земледелие начинается с формулирования выводов, а затем ищет конкретные способы их достижения. Это резко контрастирует с индуктивным подходом, при котором человек изучает ситуацию в ее нынешнем виде и выводит из нее теорию, с помощью которой ищут вывод, постепенно улучшая ее. В первом случае у нас есть вывод, но нет средств для его достижения, а во втором у нас есть средства в нашем распоряжении, но нет вывода.
Возвращаясь снова к нашему первоначальному примеру, естественное земледелие использует интуитивные рассуждения для составления идеального видения выращивания риса, делает вывод об условиях окружающей среды, при которых может возникнуть ситуация, близкая к идеальной, и разрабатывает средства достижения этого идеала. С другой стороны, научное земледелие изучает все аспекты производства риса и проводит множество различных тестов, пытаясь разработать все более экономичные и высокоурожайные методы офисного выращивания.
Такие индуктивные эксперименты проводятся без ясной цели. Ученые проводят эксперименты, не обращая внимания на то, в каком направлении их исследования ведут. Они могут быть довольны результатами и уверены, что сбор новых данных приведет к устойчивому прогрессу и научным достижениям. Но при отсутствии четкой цели, по которой они могли бы установить свой курс, эта деятельность представляет собой просто бесцельное блуждание. Это не прогресс.
Ученый хорошо осведомлен об ограничительном и обстоятельном характере индуктивного исследования и уделяет некоторое внимание дедуктивным рассуждениям. Но в конечном итоге он полагается на индуктивный подход, потому что он напрямую ведет к практическому и определенному успеху и достижениям.
Дедуктивные эксперименты никогда не привлекали внимания ученых, потому что они не могли хорошо разобраться в том, что многим кажется причудливым процессом. Кроме того, поскольку для этого требуется много времени и места, это противоречит естественным склонностям ученых, которые любят скрываться в своих лабораториях. Реальность такова, что и индуктивный, и дедуктивный метод пронизывают всю историю развития сельского хозяйства. Из этих двух дедуктивное мышление всегда было движущей силой быстрых скачков в развитии, которые неизменно вызываются какой-нибудь странной идеей, придуманной эксцентриком или рьяным фермером из любопытства.
Такая идея, как правило, лишенная размаха и универсальности, имеет тенденцию ускользать в прошлое, если ученый не признает ее как ключ к разгадке. Разобрав его на части и проанализировав, изучив, реконструировав и проверив с помощью индуктивных экспериментов, ученый поднимает идею до уровня универсально применимой техники. Только на этом этапе исходная идея готова к практическому применению и может, как это часто бывает, в конечном итоге получить широкое распространение среди фермеров. Таким образом, хотя руководящей силой сельскохозяйственного развития является индуктивное рассуждение ученого, первоначальным источником вдохновения, прокладывающим рельсы для прогресса, часто является дедуктивное понятие прогрессивного фермера или намек, оставленный кем-то, кто не имеет ничего общего с сельским хозяйством.
Очевидно, что индуктивный метод полезен только в отрицательном смысле, как средство предотвращения снижения урожайности сельскохозяйственных культур. Несмотря на то, что он проливает свет на существующие методы, он не может открыть новые горизонты в сельском хозяйстве. Только дедуктивное рассуждение может породить свежие идеи, потенциально способные привести к положительному увеличению урожайности. Тем не менее, поскольку дедуктивные рассуждения обычно остаются плохо понятными и определяются в первую очередь в связи с индукцией, они вряд ли приведут к резкому увеличению доходности.
Истинная дедукция берет свое начало за пределами мира явлений. Он возникает, когда человек обретает философское понимание истинной сущности природного мира и постигает конечную цель. Все, что видит человек, - это поверхностный образ природы. Неспособный постичь конечную цель, он полагает, что дедукция - это просто противоположность индукции, и не может пойти дальше дедуктивного рассуждения, которое является лишь смутной тенью истинной дедукции. Эксперименты, в которых дедукция рассматривается как аналог индукции, привели в замешательство современную науку.
Даже в сельском хозяйстве фермеры и ученые смешивают меры по предотвращению потерь урожая со средствами повышения урожайности, и, обсуждая то и другое на равных, только продлевают нынешний застой в сельском хозяйстве.
Индукцию и дедукцию можно сравнить с восхождением двух альпинистов по скале. Нижний из двух, который проверяет свою опору перед тем, как подтолкнуть ведущего альпиниста, играет индуктивную роль, в то время как ведущий альпинист, который спускает веревку и тянет нижнего альпиниста вверх, играет дедуктивную роль.
Индукция и дедукция дополняют друг друга и вместе составляют единое целое. Как это ни удивительно, хотя научное сельское хозяйство опиралось в первую очередь на индуктивные эксперименты, прогресс был достигнут и в дедуктивных рассуждениях. Вот почему путают меры по предотвращению потерь урожая и меры по повышению урожайности.
Дедукция здесь является просто понятием, определенным по отношению к индукции, мы можем увидеть постепенное увеличение урожайности, но вряд ли увидим резкое улучшение. Наши два альпиниста продвигаются медленно и никогда не выйдут за пределы уже увиденной вершины.
Чтобы добиться значительного повышения урожайности, которое возможно только в результате фундаментальной революции в методах ведения сельского хозяйства, нужно полагаться не на это ограниченное понятие дедукции, а на более широкий дедуктивный метод; а именно интуитивное мышление. Помимо двух наших альпинистов с веревкой, возможны и другие радикально разные методы достижения вершины горы, например, спуск на вершину по веревке с вертолета. Именно из таких интуитивных рассуждений, выходящих за рамки индукции и дедукции, возникает мышление, лежащее в основе естественного земледелия.
Творческие корни натурального земледелия лежат в истинном интуитивном понимании. Отправной точкой должно быть истинное понимание природы, полученное путем сосредоточения взгляда на мире природы, выходящем за рамки действий и событий в непосредственном окружении. Здесь скрыто бесконечное количество возможностей повышения урожайности. Нужно смотреть дальше непосредственного.