Продолжение историй о городских легендах, в которых фигурируют иностранцы, замышляющие против нас всякие гадости.
Такие легенды порой распространяются сверху - властными и провластными структурами - а на роль вредных для россиян вещей могут назначить самые разные предметы. Наглядный пример - инициативы созданного для борьбы с оппозицией движения “Антимайдан”, одним из лидеров которого стал депутат Госдумы Дмитрий Саблин.
“Антимайдан” увидел идеологическую угрозу даже в самокатах. Как писал об этом журнал “Собеседник”, в заявлениях лидеров движения проводилась мысль, что самокаты являются модой, занесенной с Запада, попыткой навязать россиянам чуждые ценности - и вообще, по мнению представителей “Антимайдана”, это неприлично: “На улицах крупных городов можно увидеть мужчину за тридцать, который едет на самокате!”
В связи с такими заявлениями “Собеседник” напоминал, что все это давно еще описал Чехов:
“Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя”.
Тем временем критики властей увидели отчетливую логику в борьбе “Антимайдана” против самокатов - так же, как против видеоигр и других современных развлечений: ведь в стране, где процветают самые разные нормы поведения, занятия и точки зрения - в такой стране все труднее угрожать гражданам воплями: “Не разрешено циркулярно! Нельзя!”
Но вредные самокаты - это все-таки экзотика: чаще всего в роли опасных вещей фигурирует что-нибудь попроще. Например, в советские времена самой популярной у властей темой были слухи об иностранцах, распространяющих разные инфекции.
Скажем, в Москве ходили страшилки о том, что туристы заражают мышей. Вот как описывал эти слухи в своем дневнике один из исследователей российских социальных структур Михаил Афанасьев:
“В Москве замечены разбегающиеся по дворам мыши. Вызвали эпидемстанцию – оказалось, что они заражены (кто-то из иностранцев)”.
Особенно много подобных городских легенд появилось во время московской Олимпиады 1980 года, причем эти истории придумывались специально - чтобы советские люди поменьше общались с приехавшими к нам тогда иностранцами.
Издание “Спорт24”, вспоминая об этой Олимпиаде, приводило рассказы москвичей – как учителя в школах, вожатые в пионерских садах и лекторы на производстве рассказывали о том, что иностранные туристы дарят авторучки, которые взрываются – или предлагают отравленную жевательную резинку.
По словам “Спорт24”, в одной из этих страшных историй фигурировал даже какой-то иностранец, который протащил через таможню коробочки с блохами, чтобы выпустить их на стадионе во время футбольного матча.
Западные корреспонденты, приехавшие на Олимпиаду, тоже рассказывали, как московских детей предупреждали, чтобы они не брали конфеты от иностранцев, потому что конфеты заражены и содержат вредные бактерии – а один журналист описывал случай, как иностранный турист возле ГУМа предложил маленькому мальчику жевательную резинку, но отец мальчика перехватил жевачку и бросил ее на асфальт с криком: “Нельзя”!
Власти запугивали иностранцами население, в народе это трансформировалась в самые дикие и безумные слухи – и в итоге от этих слухов власти уже пугались сами. Накануне Олимпиады-80 на самом верху на полном серьезе обсуждалась возможность того, что иностранные агенты разными способами будут заражать советских граждан, чтобы посеять панику и испортить праздник.
Власти боялись эпидемии и к Олимпиаде московские больницы были приведены в состояние повышенной готовности, медики получили различные защитные устройства. Подробнее об этом - в следующей публикации,в продолжении историй об иностранцах, тайно делающих нам всякие гадости.
Понравилась статья - нажмите на кнопку и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.