СТЕНА САМОЛЮБИЯ
Вы – свет мира (Мф. 5: 14).
Почему мир нуждается в свете? Наш мир не тот, о котором Бог изрек слова: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1: 31). Это не наш мир. Мир, каким мы его сделали, вот этот мир нуждается в свете. Тот мир, который есть в нашем уме, с нашими запутанными жизненными критериями, с незнанием того, чего мы реально хотим. Это и есть наш мир – даже тех, кто называет себя верующим.
Это мир среднестатистического человека, который смотрит сериалы, слушает новости, то ужасается услышанному и увиденному, то, в другой раз, радуется этому, ищет «облегчения» и забывает обо всем, предаваясь своему греху. Это мир, находящийся в кризисе. Я имею в виду кризис не экономический, а кризис ценностей и жизненных приоритетов.
В жизнеописании святого Нифона Константийского приводится одно его видение. Он увидел море и утопающих в нем людей, несущих на себе огромные грузы. Они хоть и тонули, но хотели, чтобы их нагрузили еще больше:
– Положи еще! Дай вот это, дай еще то!
– Но ты же утонешь!
– Да, но утону счастливым! Утону, неся на себе максимально большой груз!
Какова цель нашего путешествия по житейскому морю? Чтобы то, чего я хочу, совпало с тем, чего хочет от меня Бог. Чтобы я встал пред Богом и сказал:
– Своим существованием я обязан Тебе, я хочу придать логику этой жизни, которая по определению паралогична, и поэтому обращаюсь к Тебе, называющему меня по имени и дающему мне это имя в Крещении. Прошу Тебя: дай мне конкретную цель, чтобы я служил ей и эта жизнь обрела смысл!
И чтобы смысл этот был спасительным, чтобы это был такой смысл, который в минуту смерти не вызовет у меня чувства, что я потратил свою жизнь зря, а, напротив, подарит мне ощущение вечности еще при жизни.
Итак, это и есть состояние счастья, причем счастье это – единственное, потому что все остальное похоже на то, как если бы ты пошел в один город, а реально пришел в другой. Таковы люди в своем большинстве, и если спросить их, почему они поступили так, как поступили, то они ответят, как сказал поэт:
– Я и знал и не знал, и хотел и не хотел этого.
Отсутствие духовного счастья – вот причина многих психических расстройств и физических болезней. Вопрос не в том, что у меня случаются несчастья в жизни, а в том, что я не знаю, как их преодолеть, а это значит, что может происходить что-то, какая-нибудь напасть, которая незначительна, но для меня она может оказаться ужасающей, потому что я не знаю, как с ней справиться.
Раньше люди умирали из-за того, что не было лекарств от легко излечимых, незначительных болезней, а сегодня умирают от незначительных душевных тягот, потому что не знают, как их преодолеть. Они не знают способа справиться с ними. Например, приходит супруга к духовнику и говорит:
– Он забыл о моем дне рождения! Ну почему со мной такое происходит?!
Или:
– Он на глазах у меня ест то, чего мне нельзя, а ведь прекрасно знает, что я на диете!
Или супруг приходит и говорит:
– Она закрыла окно, а мне ведь было жарко!
И спустя несколько лет «мы разводимся»! «Мы явно не подходим друг другу», –успокаиваем мы себя. А вопрос здесь в другом – подходишь ли ты вообще кому-нибудь. Потому что ты, по сути, не научился подходить никому. Тебя, вероятно, так воспитали родители, словно ты единственное солнышко на свете, и ты однажды оказываешься неспособным нести крест брачного союза. И так упускаешь шанс узнать что-то о себе и о других людях. Ты занят только тем, что смотришь на свой образ в зеркале, и так тебе не удается стяжать духовное знание.
В каком же свете тогда нуждается человек? В свете Божественной логики! Она приводит твою жизнь в определенный порядок и говорит, откуда ты, кто ты, куда идешь, какая цель для тебя первая, какая вторая, третья и как надо работать на достижение этой цели.
С одним моим другом, очень известным университетским профессором и врачом, случилось так, что он неожиданно был отстранен от управления клиникой при университете и на его место назначили другого. Это его сильно потрясло, потому что он был уверен, что у него больше данных для этого, чем у новоназначенного, и они у него действительно были. Тогда он поехал к старцу Паисию и сказал ему:
– Геронда, со мной поступили несправедливо! У меня вот такая богатая биография, а другой, далеко не достигший того, чего я достиг, отнял у меня управление клиникой, и сейчас я чувствую себя уязвленным!
И старец спросил: «А почему ты не радуешься его радостью? Не радуешься тому, что он принял управление?»
А старец, что вы думаете, сказал ему?
– А почему ты не радуешься его радостью оттого, что он принял управление?
– Такого ответа я вообще не ожидал, – сказал мне друг.
И пока он обдумывал ответ старца и внутренне настраивался на то, чтобы радоваться назначению другого врача, того через несколько недель приглашают на другую работу. Он подал на увольнение, и мой друг вернулся на свое место работы. Тогда он опять поехал к старцу Паисию, и старец сказал ему:
– Вот видишь, как всё устроилось?
Другому моему другу, духовнику, епископ однажды сообщил, что на будущий год его отправят на пенсию и будут приняты новые священники. Мой друг, потрясенный, поделился с ним своей озабоченностью:
– Жалованье мое станет меньше, а у меня еще двое детей, я думал немного помочь им, если решат поступать в вуз…
Однако епископ был неумолим.
Этот священник тоже пошел к старцу Паисию и рассказал ему о разговоре. Старец ответил:
– Слушай, он епископ, он выражает волю Божию. А ты не противься, только молись!
И он не стал бороться, сказал себе: «Да будет это благословенно!» И через несколько дней епископ вызывает его и говорит:
– Насчет того разговора… Слушай, я не знаю, зачем сказал тебе это. Ты будешь служить еще пять лет.
Как пишет святой апостол Петр,
будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2: 23). Пока страдал, Он не грозил и не говорил: «Я покажу вам!» – а передал суд Тому, Кто судит справедливо.
«Смотрите, не отвечайте злом на зло… – говорит святой апостол Павел (ср.: Рим. 12: 17; Фес. 5: 15). – Если враг твой голоден, накорми его. Сделай ему добро, и если будешь поступать так, ты всё равно что будешь собирать ему на голову горящие уголья» (ср.: Рим. 12: 20). Если он не раскается, вмешается Бог. Проявляя это терпение, мы обязываем Бога вмешаться в нашу жизнь.
Но кто сегодня поступает по этому принципу в семейных и супружеских отношениях? Вместо этого у нас как раз дома и разыгрывается «битва при Ватерлоо». Потому что все «имеют право», и весь вопрос в том, найдется ли кто-то, кто согласится отказаться от своего права и сказать: «Я прошу прощения!» И чтобы благодаря этому благодать Божия спасла и его самого, и другого и внесла в семью свет.
А что бывает у нас в действительности? Мы все боремся за свое право, и в итоге каждый остается один, но со своим правом – мы теряем Бога, теряем людей. «Я имею право!» Да забери ты это свое право и живи, твое право – это твой ад!
«Пусть другой кается!» Диавол так и говорит Богу:
– Это Тебе надо покаяться, а не мне!
Поэтому мир сей и нуждается в свете. Это свет Креста, свет Христа; свет, который превращает эту адскую логику, созданную нами, в рай.
«Патерик» полон примеров, открывающих иную, Божественную логику. Например, родной отец святого Силуана Афонского был простодушным русским крестьянином. Однажды в юности святой Силуан в один присест съел целую корзину яиц, а в другой раз, когда они с отцом работали в поле, вволю наелся свинины, а отец только смотрел на него, ничего не говоря. Когда он закончил есть, отец говорит ему:
– Отложи остатки на завтра, будет суббота.
– А что, сегодня была пятница? – спросил тогда святой Силуан.
– Пятница, – ответил он.
– Почему же ты ничего мне не сказал, папа? – спросил святой Силуан.
– Я не хотел тебя огорчать, – был ответ отца.
Один монах общежительного монастыря уснул на всенощном бдении. Другой подошел к нему, толкнул и разбудил его. Старец потом сказал ему:
– Ты поступил плохо! Надо было подложить подушку, чтобы он лучше поспал! Зачем ты разбудил его? Он же устал.
Какая доброта! А монах, желая разбудить собрата, действовал по земной логике: «Я бодрствую, разбужу же и тебя!»
Старец Паисий говорил: духовный человек тот, кто принимает решение лишиться своих прав
Стоит нам только услышать о какой-нибудь из этих историй или самому стать ее свидетелем, как мы начинаем ощущать, что Бог существует, Бог есть, коль скоро этот человек мог поступить так. Это Божия логика, и она дает результаты. Но результаты эти не всегда бывают видны сразу. Кто поступает по Божественной логике, тот может казаться безумным, глупым – дескать, вот: он сам отказывается от своего права. А старец Паисий говорил, что духовный человек тот, кто принимает решение лишиться своих прав…
О тех, кому удалось превратить земную логику в Божественную, в Евангелии говорится так:
Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли От
ца вашего Небесного (Мф. 5: 14, 16).
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5: 17–19).
Слова «кто сотворит и научит» очень важны. Внимайте себе, потому что всё, о чем мы говорили до сих пор, может, вам и понравилось, но только придет время, когда надо будет применять это на деле, и тогда откроется, действительно ли мы принимаем это. Потому что мы с малых лет научились принимать легкие решения в пользу себялюбия. Одним автоматическим движением, как я сейчас поднимаю руку, так мы поступаем со своей душой. Легко и быстро воздвигаем стену нарциссизма, стоит только другому приблизиться к нам.
Об евангельских истинах говорить легко, трудно их исполнить; и только когда исполнишь их, поймешь их ценность. В противном случае ты скажешь себе: «Да, всё это звучит хорошо, но в действительности всё бывает не так, не получается так в реальной жизни», – и быстро забудешь об услышанном.
Сегодня слышу, как некоторые родители говорят своим детям:
– Не выходи вперед с крестом, с крестом еще никто ничего не выигрывал!
Единственная возможность что-нибудь выиграть – это крест!
Но только они не знают, что на самом деле единственная возможность что-нибудь выиграть – это крест! Без него все удары кулаком, которые нанесешь другим, ты получишь обратно, а с крестом бить кулаком ты не станешь, потому что крест – это значит сказать: «Да будет воля Божия»; это значит, что ты ни на что не претендуешь, что ни другого не лишаешь его прав, ни своих не ищешь, а просто ждешь, чтобы увидеть, как будет говорить Бог. Там твоя великая прибыль, и никто не отнимет у тебя того, что ты получаешь. Все тебе каким-то образом дают; смиренного человека все любят и ему помогают – бескорыстно, безо всякой цели.
В этом смысле то, что кажется нам бессилием, – это Божия сила. Для многих крест – это бессилие, но это Божия сила и премудрость (слова святого апостола Павла – 1 Кор. 1: 24.). И по прошествии 2000 с лишним лет бессилие креста сильнее всего на свете. В конце света оно победит. В конце мы все признаем, что так надо было поступать, независимо от того, поступали мы так или нет.
Божие безумие, учение о Кресте – это то, что мудрее человеческой мудрости, потому что она означает волю к власти, к управлению, пленению, ограблению, зависти, превосходству: «Чтобы я был лучше, богаче, умнее, сильнее…» – «-е, -е», «-ее, -ее». А зачем тебе быть «-е, -ее»? Чтобы остаться одному? Чтобы все были против тебя? Чтобы Бог не мог узнать тебя? И что ты от всего этого выиграешь?
Святой апостол Павел говорит: Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). Поэтому нам всем следовало бы жить скромно, покупать самые дешевые автомобили, чтобы не обидеть другого, который не может позволить себе этого. А кто сегодня задумывается о чем-то таком? Немногие. Однако эти немногие блаженны. Потому что, претендуя на свои права, мы теряем Бога, теряем Божественную логику любви, общения. И то, что у нас остается, – это жесткое желание состязаться, брать верх, это мир, в котором властвует конкуренция.
Почему немецкие автомобили самые продаваемые? Потому что немецкое общество такое. Это общество жесткой конкуренции, в котором каждый хочет стоять над другими. Это страна, в которой зародилась философия воли к власти. Потому и самые мощные автомобили – немецкие.
Если вы хотите произвести на других впечатление, вы покупаете немецкий автомобиль. И вот бедный грек, научившийся «лайфстайлу», бросается в эти конкурентные игры, ему хочется произвести на других впечатление, а в результате нам приходится говорить о кризисе в экономике… В то время как другие народы ищут господства, мы, греки, как несколько более легкомысленный народ, останавливаемся на сфере потребления, нас больше всего интересует видимое благоденствие.
Перевела с болгарского Станка Косова
Источник: Православие.bg