Найти тему
Наталья Барабаш

Как Пастернак соединил жену и любовницу

Прототипы героев великих романов:

29 ноября 1958 года  писатель Борис Пастернак пришел на московский телеграф и отбил две телеграммы. Одну - в Стокгольм, с отказом принять Нобелевскую премию, которую ему присудили после выхода в Италии романа "Доктор Живаго". Вторую - в ЦК КПСС: «Верните Ивинской работу, я отказался от премии».

Это был тяжелый шаг, который никого ни от чего не спас. Но Пастернак не мог поступить иначе. Когда угрожали ему самому - он не испугался и не внял угрозам.  "Доктор Живаго" был для него главным творением, итогом многолетних раздумий о жизни, революции, христианстве  и о скрепляющей силе любви в воронке вселенского хаоса. Но речь шла о судьбе любимой женщины. Ивинская - его многолетняя Муза, как Пастернак представлял Ольгу друзьям, уже отсидела пять лет  в лагерях за связь с опальным поэтом. И когда в разгар травли Пастернака за роман - а его объявили антисоветчиком и требовали выслать за границу - Ивинская в одном из телефонных разговоров запаниковала, Пастернак мгновенно  принял решение. Еще одного ее ареста он бы не выдержал.

Он и писал свою главную героиню Лару с нее. Впрочем, нет. В романе он сотворил  то, чего не мог сделать в жизни. Он соединил преданную ему жену Зинаиду и любовницу Ольгу вместе. Примирил их, перемешав черты и биографии, не в силах в реальности  разрубить этот узел.

Несколько лет он открыто жил на две семьи на глазах у писательской общественности. Днем писал в Переделкино свой роман на Большой даче, у жены Зинаиды Николаевны, умевшей удивительным образом обустраивать быт. А вечером уходил к Ивинской, снимавшей комнаты неподалеку, через мостик.

Так что домашняя ловкость, трудолюбие,  сноровистость Лары - это от Зинаиды Николаевны, которую Пастернак когда-то с большим скандалом увел у своего друга - пианиста Нейгауза. От нее же - и история  совращения юной Лары негодяем Комаровским: Зинаида рассказала ему, как 15-летней гимназисткой была влюблена в своего 40-летнего кузена Милитинского, и бегала к нему на свиданья в гостиничные номера  под черной вуалью. Это так потрясло Пастернака, что он всю жизнь ревновал жену к этому человеку.  ненавидел гостиницы. И отвратительный Комаровский в романе - это сведение давних счетов.

Зато вся прелесть, вся любовная горячка, все нежная радостность  - это от Ивинской. И все стихи героя - поэта Юрия Живаго - Пастернак посвящал  ей. Они познакомились в издательстве "Нового мира", и как писала сама Ольга,  с первого же взгляда она поняла, что это - ее мужчина. А дальше - страсть, терзания, счастье, попытка самоубийства - от того, что невозможно быть вместе... И снова воссоединение. Роман Пастернака дышит такой напряженной страстно-трагедийной силой, возможно, и потому, что сам он жил в это время как на натянутом канате...

Критики узнавали в муже Лары Стрельникове черты Маяковского, в Марине Щаповой  - схожесть с Мариной Цветаевой, с которой у Пастернака был долгий роман в письмах, в Антонине, жене Юрия Живаго - Евгению Лурье, первую жену Пастернака, в Николае Веденяпине - черты его учителя  Александра Скрябина и  Андрея Белого.

Но Пастернак не создавал реалистичных портретов знакомых - он создавал портрет эпохи, такой, какой он ее видел. Некоторые считали его роман гениальным, некоторые - оторванным от действительности. Но абсолютно ясно, что это произведение - одно из поворотных событий в русской литературе.

-По  слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью...художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным...» -писал  Пастернак поэтессе Е.А. Благининой.

А вот человека - Пастернака травля растоптала и во многом свела в могилу: он умер в 1960 году  году от рака, так и не дождавшись реабилитации романа.  Ивинской после смерти писателя пришлось отсидеть еще 4 года - за то, что по завещанию писателя получала из-за границы гонорары за издание "Доктора Живаго". Роман, который мы вам сегодня представляем,  и который называли несчастливым триумфом Пастернака, вышел в свет в России только в 1988 году...

-2