Трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Больше того, в юношеском своем дневнике он записал: «Моя юность была юностью гения, ибо только гениальностью можно оправдать все, что я делал». Справедливо. Дневник Брюсова пестрит эротическими воспоминаниями, воспоминаниями о влюбленностях, изменах, весьма жестоких расправах с друзьями, врагами, возлюбленными.
Надя Львова покончила с собой из-за Брюсова. Брюсов- «первое явление Гумилева» блистательная предтеча акмеистов. С Брюсова началась почти вся - Гумилевская романтика. Попытка написать стихи в духе всей мировой поэзии. Цветаева называла его героем труда. Любовь к Нине Петровской была мучительна, он был разрушен, она его подсадила на наркотики. Любовь к Нине Петровской -породила лучшие стихи Брюсова. Любовь в его произведениях пропитана мучительностью. Гумилёв -мальчишеский, озорной темперамент .Брюсов более радикален в любви, он доминантная фигура. Брюсов знал, что хотя бы тремя строчками останется в литературе. Брюсов- «художник», мастер дисциплины. Брюсов сотворяет себе постамент, где будет стоят его статуя. Поэзия Брюсова -поэзия сверхчеловеческой дисциплины. Его любовь обречена всегда на разрыв. Почему?-
Для того ,чтобы оставаться в вечности :
"Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал
Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говор- ю я: горе!
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон"
.
Он расширяет пафос своего величия до всего земного шара.
Брюсов -вождь русской поэзии 20х годов. Мы понимаем мелодизм, универсальность Блока ,в его стихи мы можешь поместить себя , а вот стихи Брюсова нет ,его стихи для себя, он поэт силы.
Брюсов, который как "Медный всадник" на дыбы поднимает собственную лирику, все время взнуздывает ее, Брюсов, который требует от читателей такой же железной логики и четкости – хорошее противоядие от безволия. И «Urbi et Orbi» – книга стихов, которые в массе своей предлагают нам, пожалуй, самый полезный, самый спасительный императив..
Как апокалиптическое видение – откуда оно вдруг появилось у рационального трезвого Брюсова? Можно объяснить. Брюсов -поэт расплаты. «Конь бледный» ,где появляется Брюсов -это город конформистов. Город, где появляется «всадник апокалипсиса» город попустительства не спасти ,это последний день Помпеи.
Чтение Брюсова – это тот необходимый витамин, который способен придать аморфности нашей жизни и спасти от безволья.
Если тебе понравилась эта краткая информация, то прочитайте прекрасную статью -Дмитрия Быкова. Советую к ознакомлению.