Привычный нам «поток времени» — обман, завеса, вуаль. Нет никакого потока, есть нанизанные цепочки событий — причин и следствий. Мы долго учимся «чувствовать» время, привыкая к иллюзии его плотности. Как человечество, мы продвинулись в этом только в последние 500 лет (плюс-минус), с появления механических часов на ратушах в Европе.
У ребёнка нет ощущения времени, есть только извечное настоящее. Время сплетается нарративами и тренирующейся кратковременной памятью. Если у тебя есть опыт трипов, то, возможно, есть и опыт чувственного проживания бесконечного времени (точнее, вневременья) или бесконечного цикла событий. А всего-то отрубилась кратковременная память. Жизнь рыбки субъективно бесконечна. Надеюсь, что для тех, кто хочет вечной жизни, придумают способ подавлять кратковременную память с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Пусть позависают «пару часов» в бесконечно-вечном.
Но у нашего, человеческого, культурно обусловленного иллюзорного «времени» есть один главный бонус: оно дало нам возможности ритмичной синхронизации. Мы приобрели суперспособность танцевать друг с другом невероятно согласованные танцы. Логистики, городского транспорта, дистанционного образования и так далее. Вот сейчас я еду встречать жену в аэропорт. С момента, как я утром проснулся, сотни людей произвели тысячи ритмически согласованных действий, чтобы я её обнял. Буквально, прозвучала симфония в исполнении сотен живых людей. Это ли не чудо? Не требующее, причём, никакого вмешательства сверхъестественных сил. (Кроме Майи, конечно, естественнее которой вообще ничего нет.)
Так что время — это такая концепция, супер-люфтящая, как «свобода воли». Его нет, но жить удобно так, словно оно есть. И, конечно, наслаждаясь красотой нашего общечеловеческого ритмического танца.