Найти тему
Бабаюрт

История села Тотаюрт. Из истории Бабаюртовского района.

Татаюрт
Татаюрт

По архивным данным Государственного архива Республики Дагестан, селение Тотаюрт (именно Тотаюрт, а не «Татаюрт», как искаженно его называют), основан в период между 1820-1825 годами, Аксаевским (Яхсайским) первостепенным узденом Тота Дибировым. (Госархив РД. фонд 105, опись 2-4, дело 29, 23, фонд 236, опись 2, дело 10 и другие фонды). Там же имеется карта и межевой план дачи «Тотаюртовский» узденя*, корнета** Тота Дибирова.

В 1825 году в период движения имама Газимагомеда и активизации мюридизма***, на Кумыкской плоскости настали смутные времена. В результате бесчисленных набегов на низменный Дагестан, разрушения царской армией старого Яхсая и других крупных сёл, экономика Дагестана испытывала серьёзные кризисы. Для сохранения и дальнейшего возрождения общества требовалось прекратить распри и войны, собрать воедино население, укрывавшееся в лесах и горах, пахать, сеять, строить, восстанавливать торговлю. Более смышлёные представители привилегированных сословий (князья и уллу уздени) стали расширять владения, приобретать новые земли, строить населённые пункты, привлекать под свои покровительства жителей и налаживать утерянные производственные отношения.

//
*УЗДЕНЬ (тюркское), свободный крестьянин-общинник на Сев. Кавказе, с 16 в. также представитель дворянства и служилого сословия. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003г.)

**Корнет (от франц. сornette — штандарт, штандартный офицер), младший обер-офицерский чин в русской кавалерии. Введён в 1801 во всей кавалерии, кроме драгунской и казачьей, и соответствовал чину прапорщика (до 1884) и подпоручика (с 1884) в остальных войсках. С 1882 чин Корнет введён в драгунских полках, затем в жандармерии и пограничной страже. Упразднён в 1917. (Большая Советская Энциклопедия.)

***МЮРИДЫ (муриды) (араб.), последователи суфизма, беспрекословно подчинявшиеся духовному руководителю (шейху, имаму и др.). Мюриды приняли активное участие в движении горцев Сев. Кавказа во время Кавказской войны 1817-64.
//

Одним из таких был первостепенный Аксаевский уздень (Сала оьздень) Тота Дибиров.
О его жизни и деятельности встречается очень много материалов в Государственном архиве Республики Дагестан. Я расскажу несколько эпизодов в части, касающихся селении Тотаюрт.
Тота родился в селении Яхсай, в семье первостепенного узденя Дибира Дибирова в 1794 году и умер в 1868 году в возрасте 74 года.
Как рассказывали старожилы, Тота родился недоношенным и был совсем маленьким, и его держали в папахе до возраста 5-6 месяцев. Когда же вырос, он стал мужчиной крупного телосложения, с крепким здоровьем, мужественным с сильным характером. Физически сильный и с ясным умом, он все делал по-своему, умел других подчинить собственной воле. (И это естественно, ибо недоношенные дети в жизни бывают неординарными, то есть не похожими на остальных.) Именно таким и стал Тота. О характере Тоты говорит и архивный материал Госархива РД (фонд 105, опись 3, дело 4, от 16 августа 1866 года), где записано «…имея в виду сдирчивый, кипучий характер Тота Дибирова…».

О жизни и деятельности Тота Дибирова встречается очень много материалов в архиве РД.

Я расскажу несколько эпизодов из жизни Тота Дибирова. В те далёкие годы он организовал и возглавлял строительство нынешнего канала «Тотаюртовский», «…для орошения пастбищ и пахотных земель, пойла скота и для бытовых нужд населения…». Так как тогда не было артезианских скважин и колодцев было мало. Грунтовая вода лежала на глубине 7-10 метров и в основном бывала солённой. (Такого обильного полива как в наше время не было).
Тота нанимал много рабочей силы. Верхом на коне указывал, где устанавливать маяки по траектории будущего оросителя, которого народ и назвал его именем «Тота татаул».
Хотя рельеф местности и равнинный, он имел определённые возвышенности и низины. Почти по всей территории пересекались старые русла реки Яхсай сув (нынешняя р. Аксайка).

Татаюрт
Татаюрт

А ороситель, как известно, должен проходить по возвышенным участкам и с равномерным уклоном. Незначительная ошибка стоила огромного и изнурительного ручного труда плюс немалых затрат. Поэтому данное строительство требовало неимоверного напряжения, усердия и настырности.


Тота татаул брал своё начало от Захь татаула около селения Бабаюрт, точнее в районе нынешнего кафе «Междуречье» (шлюзы Бийболат агъава). А Захь татаул - это нынешний канал «Бабаюртовский», который был построен жителями Захьаула селения Яхсай, для полива своих земель в этих местностях. (Эта уже другая тема).


Когда в 1930-х годах, так же вручную строили канал «Им. Дзержинского» использовали именно трассу Тота татаула от селения Бабаюрт до селения Тотаюрт. Это говорит о том, что Тота и его сподвижники, не имея специального мелиоративного образования и приборов (теодолит, нивелир) очень грамотно определили трассу будущего оросителя Тота татаула. (В последствии, в 1980 г., трасса канала им. Дзержинского была корректирована и выпрямлена мощной техникой. Таким образом канал приобрёл нынешний вид).


Строительство Тота татаула длилось целое лето, продолжалось осенью и зимой, так как к весне нужна была поливная вода для полива посевов, пастбищ и других нужд.


Старожилы этих мест рассказывали такой эпизод о строительстве канала: Зимой, уставший народ отдыхал. Во время обеда, один молодой парень со своими друзьями соорудил из снега во весь рост Тоту. Снеговик был изображен верхом на белом коне, на него надели черную папаху, бурку и изобразили большие чёрные усы. В это время подскакал и сам Тота. Художник самоучка настолько точно соорудил статую из снега, что Тота узнал себя. Рассмотрев внимательно статую, он спросил: «Это чья работа?» Все, испугавшись его гнева, притихли. Не дождавшись ответа, Тота спросил: «Он не мужчина, что ли чего он боится?» Тогда встал молодой человек и вежливо ответил: «Агъай, (дядя) - это я». Тогда Тота улыбнувшись, спросил: «А где его юлле (юлле - курительная трубка)?». Тота был яростным курильщиком и постоянно держал в зубах юлле. Автор, заметив положительное отношение хозяина, отшутился: «Агъай, я не успел, Вы же подъехали». И все засмеялись. Тота внимательно смотрел на юношу, может, быть, думая о таланте простого неграмотного выходца из среды своего народа, который, в конце концов, останется ни кем, не замеченным, и конечно угаснет и его талант. Вежливо подошёл к скульптору и, отдав ему 5 рублей золотом, сказал: «Тебе бы братишка учиться, а не канавы с нами копать». Сел на коня и уехал. За 5 золотых рублей в те годы можно было купить хорошего коня.


Тота был строг и требователен как к окружающим, так и к себе и своей семье. Сам был исключительно трудолюбив, и ценил трудолюбие в людях. Порядочность смелость и честность были присущи ему с детских лет. В то же время в нём чередовались щедрость и жалость к слабым, особенно больным и сиротам. Эти черты характера не могли не отразиться и на членах его семьи. Внук брата Тоты, Магомеда Дибирова, тоже Магомед Дибиров (Мамам) впоследствии первый председатель Ревкома с. Бабаюрт (в 1920г.) постоянно содержал сирот, обучал грамоте детей из бедных семей. Много фактов на эту тему приводил один из его учеников, ныне покойный Алхамат агъав, Камбулатов Ильяс из с.Каратюбе.


Один из воспитанников Магомеда Дибирова, ногаец Ахмеджан Мустафаев, рассказывал автору этих строк много эпизодов из жизни Тота и его племянника Магомеда. По его рассказам Магомед сам не садился за стол, пока жена не накормит сирот, которые были им усыновлены и жили, росли вместе с его детьми. По рассказам того же Ахмеджана Мустафаева, двери узденей Дибировых всегда были открыты для жителей и путников этих краёв. За это народ плоскости уважал и чтил их.


Семьи Дибировых имели наиболее дружеские или родственные отношения с Алибековыми Кайтука, Ахай (кстати, Ахайотар имение последнего), Эльдаровыми, Тарковскими, Аджаматовыми (сестра Магомеда Дибирова была замужем за Крымсолтаном Аджаматовым, владельцем нынешних контор Новонадежденской МЖС в с. Туршунай), Тутушевыми, Токаевыми из с. Костек.

Другой эпизод из жизни Тота: Он, как и его братья Магомед (основатель Бабаюрта) и Солтанали были близко знакомы с генерал-губернатором, Ермоловым и при встрече с ним беседовали на кумыкском («Татарском») языке без толмача. Видимо Ермолов владел кумыкским.

После отставки генерала Ермолова, новый генерал Паскевич И.Ф. в приказном тоне, через начальника Кизлярского гарнизона, вызывает корнета Тота Дибирова к себе в город Тифлис. Приказной тон по той причине, что Тота дружил с опальным генералом Ермоловым, поддержавшим выступление декабристов. Тота категорически отказался подчиняться, это было по характеру Тота. Он не приемлел к себе приказные обращения и предварительно взяв разрешение у шамхала Тарковкого (владыки Дагестана) на фаэтоне выехал в город Астрахань и оттуда в г. Казань и долго отсутствовал. После трехкратного приказа явиться, Паскевич приказал начальнику Кизлярского гарнизона доставить Тота под конвоем. Узнав об этом через того же начальника гарнизона, Тота пишет письмо Паскевичу, где дипломатично объясняет причину своей не явки (копия письма сохранилась в Дагестанском архиве).


«Проверив факт» Начальник гарнизона ответил, что первостепенный уздень Тота Дибиров не имеет привычек говорить не правду, и действительно был в отъезде, имея на то все основания. Инцидент закончился тем, что Паскевич «культурно» пригласил Тота к себе, и таким образом состоялась их встреча.


Писатель и путешественник Огонов в 1860 году в своей книге «В гостях у кумыкских князей пишет: «… около аула Ялангечив мы переехали небольшую речушку Аксай, затем ещё аул, наконец, к величайшей радости моего товарища, которому уже совсем не сиделось в седле, издали, увидели нашу спасительную станицу Тотаюрт, где предложено было сделать маленький привал (к двум часам по полудню)…
…здесь мы остановились у кунаков нашего провожатого, кумыкских узденей Дибировых. Эти последние, хотя в первый раз в жизни видели и меня и моего спутника, тем не менее, однако, по местным обычаям, приняли нас как старых друзей с необыкновенным и вполне истинным радушием и гостеприимством. Заморив червяка и отдохнув, мы с обновлёнными силами двинулись в далёкий путь, мысленно благословляя радушие господ Дибировых и сохранение в этой стране большого гостеприимства…»


В госархивах РД имеется такая запись под № 3718 от 8 декабря 1860 года, адресованная фельдмаршалу Барятинскому Леониду Павловичу. «…по сведениям, имеющимся у меня, прапорщик Тота Дибиров, проживающий на Могомедовом мосту (Магомедов мост - это старый Бабаюрт, основателем которого был старший брат Тоты Магомед Дибиров) с причислением этой деревни к вверенному мне участку перешёл на жительство в собственную его деревню Тотаюрт, начальником участка деревни, которого он был прежде и есть теперь старшиной.
О чём начальник кумыкского округа полковник кавалерии Клинчер донести честь имею…».


Вышеупомянутая запись, вероятно, говорит о том, что о Тота был в обществе персоной определённой значимости, если Барятинскому о его переезде с одного места жительства на другое докладывал начальник округа (или же за ним велось наблюдение). Но, данная запись ещё раз подтверждает, что селение (деревня) Тотаюрт его собственность и он (Тота) является его основателем.

Согласно Госархива РД (фонд 105, опись 2, дело 36) у Тота семья состояла из:

- жён Шекер и Баке
- сыновей Салимгерей, Алимгерей, Арслангерей, Мажидгерей и Закарья (Зака).

Закарья родился в 1836 году и долгое время работал шариатским судьёй в с. Яхсай.

Его правнуки Дибировы Дибир, Табулду и Уллубий в настоящее время живут в с. Аксай.

Из потомков Тота Дибирова в Бабаюрте живут: Дибиров Солтахан, автор этих строк Дибиров Дибирсолтан, его сыновья Адильсолтан, Даниял, Крымсолтан, Камал. Дибировы: Абдулгамид, Тимур, Нариман, Бозыгит. В Хасавюрте: Аташ, Батыр, Арслан. В Махачкале Рустамов Амир, Дибировы Имай, его сын Саид, Дибиров Юсуп, его сыновья Мажид, Руслан, а также сыновья Дибирова Магомеда Базалай и Дагир.

Про-про-про дедом Тоты был выходец из Салатавии, основоположник рода Дибировых - Дибир. Дибир был сподвижником Солтанмунта (Солтанмахмуда) владыки Засулакскими землями Дагестана (Эндирейни уллу бийи). И ему было присвоено Солтанмунтом почётное звание «Сала» уздень и подарены в собственность обширные земли на Кумыкской равнине, в районе между реками Терек и Сулак.

Дибиров Дибирсолтан Даниялович – краевед любитель, ветеран труда, кавалер ордена «Знак почёта».
с. Бабаюрт.