Найти тему
Иван Левченко.

Не время прощаться

После признания ФБК экстремисткой организацией, многие поспешили ставить крест на Команде Навального, как на движении уже почти закрытом из-за новых запретительных законов и действий ФСБ. Однако далеко не все так просто.

Если говорить о чем-то одном, но самом главном, что сумело сделать ФБК за все время своего существования, то это изменение политической и общественной культуры в России в первую очередь в плане восприятия того, что я бы назвал "миром наверху". Это не просто изменение восприятия коррупции (хотя о ней речь идет в первую очередь), но появление нового взгляда на саму высшую бюрократию, на людей ее составляющих, а также на саму сущность соединения больших денег и большой власти. На мой взгляд, есть две линии восприятия обществом коррупции, за счет которых эта система питается. Первая, когда простой человек, видя безумную роскошь жизни начальства хочет не просто догнать, но и перегнать элиту или просто слиться с ней, чтобы по крайней мере стать сопричастным к этим несметным радостям жизни. Из этого вырастает мелочное приспособленчество, низкий карьеризм и все что с этим связанно. Вторая, когда тот же человек понимает, что никогда не сможет добиться такого уровня в существующей системе и начинает обожествлять руководство, ставя самого себя на самое подчиненное место в этой иерархии, придавая лидерам чуть ли не сверхъестественные черты. Из этого вырастает тенденция к некоему подобию "сакрализации власти", желанию вернуть традиционные порядки, самоуничижение, терпимость к любому нарушению собственных прав, пассивность и в конечном итоге самая распространенная позиция - "я вне политики".

Так вот, ФБК сумело нанести удар по обоим этим направлениям мышления. Быть может, если бы уже в самом начале работы этой организации власть решилась бы сразу задушить ее на корню, то ей удалось бы сыграть на втором сценарии, ударив по воле и чувству самоуважения граждан. Но на это не хватило силы и замаха. Если бы они подошли более хитро и попробовали выстроить иную схему, действующую на подкупах, агентуре и попытке хоть как-то изменить общий дискурс в свою пользу, то возможно сработал бы первый вариант по принципу "бабло побеждает зло" и мы увидели бы рождение новой большой иллюзии в духе "суверенно-демократических" проектов Владислава Суркова, где у власти есть множество масок и муляжей из самых разных мнимых идеологических принципов, из представителей самых разных идеологических течений, в которых давно не осталось никакой реальной идеи. Но на полную реализацию этого сценария им не хватило холодного ума и чувства юмора, так что если кто последним и клюнул на эту удочку, то, пожалуй, только Антон Красовский.

А в это время у нас выходит сериал "Немцы", снятый по роману, который был написан еще в 2012 году Александром Тереховым. И речь там идет как раз таки об этом, о перекупке оппозиционных журналистов и политиков, о размытии абсолютно любых границ добра и зла и о том, как сила денег, на которой держится власть, становится причиной ее падения. И то, что именно сейчас это решили экранизировать, что все эти темы выходят на поверхность даже в самых приземленных юмористических программах, что даже массовая культура уже не может игнорировать это, все это говорит только о том, что был запущен бесповоротный процесс срыва покровов, когда становится все яснее видна коррозия нынешней системы управления страной.

И что самое главное, ни один метод не сможет надолго задержать этот процесс. Я не уверен, что даже причислив Фонд борьбы с коррупцией к списку экстремистских организаций, власти удастся полностью прекратить ее деятельность. Поскольку практика всегда показывает, что если кто больше всех проигрывает от подобных запретов, так это сам инициатор данного запрета. Организацию, в которой работает огромное количество талантливых волонтеров, молодых романтиков и людей, желающих менять жизнь в своей стране просто поставили в один ряд с ИГИЛ, Аль-Каидой и Талибаном, отрезав какой-либо путь к конструктивному диалогу и честной конкуренции. Это размывает не только само понятие экстремистской деятельности, к которой фактически и юридически деятельность ФБК относиться не может в принципе. Размывается в принципе понятие "политического", когда вместо серьезных политических сил создаются очередные суррогаты, а реальная политика, равно как реальная журналистика и просветительская деятельность загоняется в подполье. И это в конечном итоге разрушает не только страну, но и саму власть, которая не может остановиться в установлении новых запретов и ограничений.

Однако очевидным также является тот факт, что на оппозиционном поле должна быть новая политическая сила, которая могла бы собрать тех, кто остался и тех, кто еще придет к этому непростому делу борьбы за демократическое справедливое общество. И лидеры этого движения должны будут учесть все ошибки и просчеты своих предшественников, выстоять во времена тяжелейшего давления и при этом не потерять себя. В современном российском обществе есть два самых больших запроса: запрос на свободу и запрос на социальную справедливость. Поэтому я бы очень хотел, чтобы такое движение носило преимущественно социал-демократический характер в рамках объединения реальных демократических сил. Без сомнений, на это поле также будут претендовать скрытые или явные сторонники реставрации тоталитаризма, сторонники сталинизма или неофашизма, но это неизбежное следствие нынешнего социально-экономического кризиса, а значит к этому просто нужно быть готовыми. В любом случае, победу одержит то движение, которое сумеет дать людям надежду на позитивные перемены и создаст внятный образ будущего. И это главное, что нужно запомнить