Ещё о прокрастинации. Это не синдром, это симптом. Другими словами, у прокрастинации нет единой причины возникновения (этиологии) и механизма развития (патогенеза). Прокрастинация — как высокая температура — может быть симптомом большого количества разных нарушений в способах справляться с миром.
Например, прокрастинация может быть способом контроля. С глубинной установкой «мир опасен» человек пытается полностью его контролировать. А те зоны, которые не поддаются контролю, вообще исключить из области значимого. Прокрастинация полностью подконтрольна, ещё и вознаграждает за контроль, подкрепляет такое поведение.
Или, наоборот, с глубинной установкой «если я не делаю что-то идеально, то я никчёмный и не должен существовать» человек вырабатывает перфекционизм. Ему нужно доказать фигурам мамы и папы, что он может быть идеальным. И, снова, он отгораживается от той деятельности, где он не идеален. Делая что-то серьёзное, легко сделать неидеально и облажаться. Поэтому выгоднее прокрастинировать.
В общем, говорить «у меня проблемы с прокрастинацией» так же неверно, как «у меня проблемы с высокой температурой». Проблема в чём-то более глубоком — именно её нужно искать и прорабатывать, если прокрастинация стала неконтролируемой.