С Юлием Менделевичем (Менделеевичем) Бруком я общался полвека. Я тогда учился в Колмогоровском интернате, где с нами занималась целая плеяда известных педагогов – Зильберман, Абрамов, Гордюнин, Егоров. Эта сплочённая команда формировалась вокруг журнала Квант, в работе которого важную роль играл Юлий Брук. Впервые я услыхал о Бруке в довольно странном контексте. Мы тогда все участвовали в школьных олимпиадах. Возникли так называемые зональные олимпиады, на которых встречались школьники соседних областей без учёта республиканских границ. Учась в Гомеле, я ездил на олимпиаду в Харьков. Тогда и прилетела идея от Брука – всю страну разбить на зоны и чтобы в каждой по лагерю. Такой у него был юмор.
Юлий мог работать с самыми разными людьми вплоть до ЦК комсомола. Тогда же он организовал проект, по которому целая смена лагеря Орлёнок была отдана олимпиадникам. Когда сегодня нам показывают новаторские формы работы, где у детей джакузи, серфинги и кегельбаны, их становится немного жаль. Перед нами не плясали первые лица как цирковые медведи с балалайками. С нами возились Бруки.
Советская эпоха была благодатной для таких как я. А для Брука очень трудной. Эвакуация на Урал. Проблемы кадрового характера. Когда папа из Менделя становится Менделеевым. И даже в нынешние времена тяжёлая история с его любимым Квантом, о которой не хочется вспоминать. Брук очень тяжело её переживал.
Свою важную роль Юлий сыграл и в Соросовских олимпиадах, хотя не очень видную снаружи. Эти олимпиады подробно описаны в статьях и книгах Валерия Сойфера, в публикациях журнала 7 искусств и в Троицком варианте.
Словом, повезло мне с учителями.
(https://7i.7iskusstv.com/y2021/nomer5/denisenko2/)
Александр Денисенко (вып. ФМШ № 18, 1970).
А.В. Шевкин (вып. ФМШ № 18, 1968). А я у Ю.М. Брука не учился, я был в 10Е (одногодичный поток), а он, видимо, работал с классами А-Д. Но с ним у меня был связан такой эпизод. Я взял автограф у 28-летнего учителя, а он потом стал большим учёным, одним из создателей Кванта, на котором я продолжал учиться, уже работая в школе.
Было это, скорее всего, на выпускном вечере. Мы бродили как оглушённые, осознавая, что расстаёмся навсегда, брали друг у друга на память автографы в книжки, которые нам подарили. Мне достался сборник стихов Александра Гитовича. Я обратил внимание, что Ю.М. Брук своим ребятам не только подпись ставит, но и пожелание пишет. Мне тоже захотелось, подложил и я свою книжку. Он взглянул на меня и написал:
Пожелание сбылось.
-------
24 апреля 2021 года скоропостижно скончался кандидат физико-математических наук, высококвалифицированный старший научный сотрудник Лаборатории теории сверхпроводимости и статистической физики сложных систем (бывшего Сектора «Теории сверхпроводимости» организованного в 1970-х гг. лауреатом Нобелевской премии академиком В.Л. Гинзбургом для развития работ по проблеме высокотемпературной сверхпроводимости) Отделения теоретической физики им. И.Е.Тамма Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАНа), бывший учёный секретарь Общемосковского семинара по теоретической физике, организатором и бессменным руководителем которого был В.Л. Гинзбург, автор и член редакционной коллегии журнала «Квант», автор и большой друг журнала «Успехи физических наук» (УФН)
Юлий Менделеевич Брук (22.02.1940 – 24.04.2021)