Найти в Дзене

Зачем компании, которым не нужны сотрудники, публикуют вакансии и проводят собеседования?

Буквально несколько дней назад на просторах Дзена встречается мне занятная статья. В ней автор возмущается по поводу того, что объявлений о вакансиях, мол, великое множество, а люди жалуются, что на работу не устроиться. Это порождает в авторе убеждение, что не в вакансиях дело, а люди просто работать не хотят. Вы тоже так считаете? Если нет, эта публикация наверняка убедит вас в том, что ваши подозрения были не беспочвенны.

Изображение www_slon_pics с сайта Pixabay
Изображение www_slon_pics с сайта Pixabay

Практически каждому из нас пришлось хотя бы единожды пройти через процедуру поиска работы. И наверняка многие столкнулись с более чем странной тенденцией: вы видите объявление о подходящей вакансии, направляете свое резюме, а вам либо вообще не отвечают, либо приглашают вас на собеседование, потом сообщают, что вакансия уже занята, но объявление почему-то продолжает "висеть".

Мой родственник пару месяцев назад решил сменить работу. Просмотрел сотни объявлений с интересными вакансиями, разослал множество резюме, сходил на десятки собеседований, потратив на всё это огромное количество времени. Итог, однако, был во всех случаях одинаков - как описано выше.

Особенно запомнилась попытка трудоустройства в автосалон. Вакансия показалась ему подходящей, отправил резюме и (о чудо!) был даже приглашен на собеседование. Явившись на которое, он узнал, что имеется и другая вакансия, на которую он, якобы, даже больше подходит.

Собеседование длилось час (!), причем проводила его девица, явно далекая от знания элементарных азов предмета разговора. Недели через две родственнику пришел официальный отказ, а объявления о вакансиях, на которые он претендовал, исчезли. Но ненадолго. В следующем месяце они, как ни в чем не бывало, появились вновь.

Работу мой родственник менять в итоге передумал, а свои злоключения с обиванием порогов "работодателей" вспоминает до сих пор. Он не понимает, зачем всё это нужно: давать объявления о вакансиях, гонять людей на собеседования, а в итоге совершенно явно никого не брать?

Меня этот вопрос тоже всегда очень сильно интересовал. И вот настало время приоткрыть эту "завесу тайны", выяснив причины столь странного поведения компаний. Проштудировав множество сайтов, изучив десятки форумов и проанализировав всю собранную информацию, я прихожу к следующим выводам.

Можно выделить такие основные версии ответа на вопрос, зачем компании, которым не нужны сотрудники, публикуют вакансии и проводят собеседования:
  1. Это своеобразный маркетинговый ход, чтобы показать всем окружающим, что фирма живет и полноценно развивается;
  2. Компания формирует базу данных по кандидатурам специалистов;
  3. Это способ заманивания, когда кандидату, откликнувшемуся на более привлекательную вакансию, на собеседовании предлагают менее привлекательную низкооплачиваемую должность;
  4. Компания на самом деле принимает на работу "своих", но создает видимость честного отбора;
  5. Если это агентства по подбору персонала, то они, получая плату за поиск кадров, заинтересованы осуществлять этот поиск как можно дольше;
  6. Агентство по подбору персонала, размещая вымышленные вакансии, формирует таким образом базу резюме, чтобы в дальнейшем использовать данный факт для продвижения своих услуг;
  7. Компания размещает вымышленные вакансии с целью изучения отклика на них (например, в процентном и количественном соотношении);
  8. Мониторинг рынка со стороны крупных работодателей, например, на предмет выяснения средней суммы заработной платы;
  9. Это сбор персональных данных людей для баз торгово-почтовых спамеров и иных сомнительных целей;
  10. Это способ заманивания соискателей с целью предложить кандидату платное обучение;
  11. Это способ взимания агентством с кандидата платы за подбор вакансии или предоставление консультационных услуг;
  12. Компания экономит деньги, принимая сотрудника на работу с испытательным сроком, по истечении которого ему сообщается, что он не подошел, а на его место принимается следующий сотрудник. При этом им выплачивается минимальная заработная плата;
  13. Агентства публикуют несуществующие вакансии по собственной инициативе на случай, если к ним обратятся реальные работодатели;
  14. Компания подбирает соискателя с учетом уровня уже существующего коллектива и не берет слишком образованных, умных и т.д.;
  15. Это попытка компании сформировать общественное мнение о том, что у специалиста конкретного уровня должен быть определенный размер заработной платы;
  16. Компания занимается "отмыванием денег" через договоры по подбору персонала, ходя вакансии являются вымышленными;
  17. Компания осуществляет коммерческий шпионаж идей из резюме;
  18. В компании большая текучка кадров, но вакансии реально существующие;
  19. Компания осуществляет сбор статистических данных (интерес к вакансии, эффективность размещения на сайте, уровень заработной платы специалиста на вакансию и т.д.);
  20. Это способ сбора материала для статьи или научной работы;
  21. Это способ тренировки сотрудников по подбору персонала;
  22. Мониторинг размера заработной платы на рынке труда;
  23. Компания осуществляет все эти действия с целью психологического воздействия на уже работающих в ней сотрудников;
  24. Компания делает это с целью пополнения базы клиентов и поставщиков;
  25. Компания имеет целью получение информации о своих конкурентах, для чего соискатели приглашаются на собеседование, где им задают определенные вопросы о их бывшем месте работы
  26. Сайт размещает объявления о несуществующих вакансиях с целью повышения активности пользователей и привлечения интереса к сайту;
  27. Компании необходимо, чтобы вакансия размещалась постоянно, чтобы не закрывать ее в штатном расписании, поскольку открыть ее будет гораздо сложнее;
  28. Менеджеру по персоналу, работающему в компании, необходимо иметь варианты соискателей на все вакансии с целью показать результаты своей работы и отчитаться о них;
  29. Компанией объявление о вакансии было размещено с целью поиска сотрудника взамен увольняющегося работника, а последний передумал увольняться;
  30. Компания, якобы для проверки кандидата, поручает ему выполнение определенной работы (например, подготовку кейса). Разумеется, бесплатно. Это и есть цель.

Как видите, дорогие читатели, версий такого поведения компаний и агентств немало - начиная от вполне имеющих право на существование до откровенно конспирологических. А на какой из них остановитесь вы?

Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.

Другие статьи на схожую тему:

Что на самом деле означают некоторые стереотипные фразы в описании вакансий?

Весьма действенные способы найти хорошую работу: мнение на основе личного опыта. Начало

Как пройти собеседование на вакансию и насколько законны методы испытаний? Основные нюансы

Отдельные категории граждан смогут бесплатно пройти переобучение и устроиться на новую работу

Профессия эйчар: что полезно знать любому, кто ищет работу в офисе. Мнение юриста