Найти тему
Vокруг СНГ

Северный морской путь - мировое будущее

Предыстория
Контейнеровоз Ever Given под панамским флагом направлялся из Китая в Нидерланды. 23 марта 2021 года судно село на мель в самом узком месте Суэцкого канала, развернувшись от порыва ветра и перекрыв водную артерию целиком. Длина корабля — 400 м, ширина – 59 м, грузоподъемность — около 224 тыс. т. Носом и кормой он уперся в противоположные берега русла.

Застрявший контейнеровоз собрал пробку из более чем 450 судов. Застрявшие грузы оценивали больше чем в $10 млрд, среди них — нефть из России на $160 млн.

По словам главы администрации канала Усама Рабиамм - ущерб от блокировки Суэцкого канала может составить около $1 млрд.

Суэцкий канал — кратчайший водный путь, связывающий Европу и Азию. Ежедневно он пропускает более 50 кораблей, в том числе супертанкеры с нефтью. Однако, если брать маршрут от Шанхая до Лондона, то Северный морской путь окажется на 40 процентов короче маршрута через Суэцкий канал.

Севморпуть преимущества и недостатки
Северный морской путь является единственной альтернативой Суэцкому каналу, если не брать в счет путь вокруг Африки, т.к. он очень длинный и менее рентабельный. Сейчас перевозка грузов по Северному морскому пути дороже на 30 процентов.

Проблемы Севморпути:
1. Короткий период навигации. Период навигации по Северному морскому пути постоянно увеличивается. Если 20 лет назад он составлял полтора месяца, то сейчас он четыре месяца. По прогнозам синоптиков, к 2050 году навигация по Северному морскому пути будет круглогодичной.
2. Страховка, которую требуют страховые компании для судов, перемещающихся по Северному морскому пути, съедает все выгоды. Страховка настолько дорогая, что выигрыш в топливе и времени в результате исчезает.

Преимущества Севморпути:
1. Отсутствие платежа за проход судна, существующего в Суэцком канале.
2. Нет очередей. Суэцкий канал постоянно перегружен.
3. Нет рисков пиратских атак.

-2

Интерес Китая к Севморпути растет
Маршрут через Суэц пролегает в зонах контроля ВМС США и НАТО. В эпоху, когда Китай представлял из себя не более чем молчаливую фабрику дяди Сэма, это было совершенно не важно. Но сейчас, когда Китай является просыпающимся и встающим на ноги экономическим и политическим гигантом и не боится противостоять США по ряду направлений, на его морские транспортные артерии могут и «надавить». На российском СМП, конечно, ничего такого случиться не может, поэтому Севморпуть представляет собой большой интерес для китайского руководства.

Какие суда могут ходить по СМП?
Любые! Даже те, которые вообще не имеют ледового класса. Вот только ходить они могут лишь летне-осеннюю навигацию, которая длится от 2 до 4 месяцев в году, в зависимости от ледовой обстановки.

При этом им, для прохода СМП требуется помощь ледоколов. Даже летом. Конечно, возможны некоторые варианты – если погода очень сильно благоприятствует, то небольшое транспортное судно, не имеющее ледового класса, может и сумеет проскочить вдоль берега. Но может и не проскочить, здесь многое зависит от погодных условий.

Что касается весенне-зимней навигации, под которой на Северном морском пути понимают 8 – 10 месяцев в году – все очень просто. На северную трассу допускаются суда с ледовым классом не ниже Arc4, причем они должны следовать строго в сопровождении ледоколов. Теоретически СМП можно попробовать пройти и без ледокольного сопровождения, но это не всегда возможно, все зависит от погодных условий, и на это могут отважиться только суда с ледовым классом Arc7.

-3

Тарифы за проход
У тарифов, которые платят страны за проход Суэцким каналом, есть один неоспоримый плюс. Они управляемы. Все потому, что плата за проход этим каналом поступает в бюджет государства Египет. К сожалению, Египет совершенно не в той «весовой» категории, чтобы пытаться навязать свои правила мировым державам. Если он попытается взимать больше, чем разумная и принятая сторонами плата, не приходится сомневаться, в том, что в стране появятся силы, которые будут устраивать беспорядки и вершить государственный переворот.

С другой стороны - любая иностранная компания, оценивая перспективы СМП, перед тем, как строить флот арктических судов, посмотрит на государство, которое устанавливает правила на Севморпути. Что она видит? Российскую Федерацию, стоящую в оппозиции всему западному миру, но самое главное – страну, с неустойчивой экономикой. И где гарантия, что не сегодня, но лет так через 10-15 новому руководству России не захочется немножко увеличить цены за ледокольные услуги? В этом случае компании-перевозчики, рискнувшие вложиться в строительство арктического флота понесут крайне существенные убытки, а вот возможностей надавить на Россию с целью снижения тарифов у мирового сообщества практически нет.

-4

Вывод
Ситуация постоянно меняется в пользу Северного морского пути, но при этом надо учитывать вышеперечисленные факторы. После недавней аварии страховые компании повысят сборы и по южному маршруту. На фоне этого привлекательность северного морского пути вырастет значительно.

Президент России поставил задачу до 2024 года довести грузопоток по Севморпути до 80 миллионов тонн в год. В 2020 грузопоток составлял 29 миллионов тонн, что больше на 5% в сравнении с 2019 годом.

После ввода ответных санкций России против Европейского союза, страна «восстановила свой суверенитет в Арктике». Дело в том, что мониторинг ледовой обстановки, наблюдение за климатом по трассе Севморпути вели норвежские компании. Им было запрещено это делать. После чего, Россия восстановила плавучие станции «Северный полюс». Были восстановлены и наблюдательные метеорологические посты. Тем самым смогли продвинуть программу Северного морского пути.

Развивать Северный морской путь важно и нужно, потому что – это наша транспортная артерия, обеспечивающая снабжение примерно 20 миллионов наших сограждан-северян, да и необходимость вывоза полезных ископаемых никто не отменял. Есть и другие причины – мы объявили полярную область от своих границ до Северного полюса своими владениями, надо их обхаживать. И, безусловно, если в какой-то момент времени мы можем предложить адекватные условия транзита по Севморпути, то некоторая часть грузопотока действительно может сместиться с Суэца к нам.