Практики принятия и ненасилия встречаются в разных культурах. Другой оттенок, но тот же смысл несёт практика уважения. Уважения к личности, собственности, точке зрения, правам и особенностям себя и других людей.
Размышляя о практике уважения, сразу сталкиваешься с кучей затруднений. А как уважать слабых? Злых? Обманывающих? Манипулирующих? Изменяющих? Разве они имеют право быть такими? (Спойлер: да, полное.)
Пройдя через первую пелену проблем, сразу натыкаешься на вторую. А разве можно уважать то, что человек не уважает других? Уважать, что другой не уважает меня? Уважать того, кто пытается отнять мою собственность или убить меня? (Спойлер: да, можно.)
Как принятие не означает смирение, уважение не означает подчинение. Можно уважать желание другого человека напасть на тебя, и в то же время уважать своё право защищать себя.
Зачем такие «сложные» построения? Затем, что неуважение, как и непринятие, как и оказание насилия, в первую очередь наносит вред самому деятелю. Оно укрепляет иллюзию отдельности, автономности от других, кормит эго и, в конечном счёте, вызывает страдания.
Как отследить неуважение? Через ум, через эмоции или через тело.
Через ум проще всего найти тех, кого ты объединяешь в своей голове в аут-группу: социальную группу людей, в которую ты не входишь и считаешь её противоположной себе. Чурки-иммигранты, бомжи, зажравшееся ворьё, фанаты другой футбольной команды и т.п.
Неуважение часто скрывается за отвращением, за страхом/тревогой/опасением (когда ты считаешь себя слабее/уязвимее) или ща гневом/агрессией (когда ты считаешь себя сильнее).
Найти, как неуважение отзывается в теле, проще всего в медитации. Можно представить себе человека, которого ты не уважаешь, и поискать сопутствующие ощущения в теле.
Как сказал блаженный Августин, не ищи истину снаружи, но поворотись внутрь себя, ибо там скрывается истина. В частности, за твоим неуважением.
Практики принятия и ненасилия встречаются в разных культурах
1 минута
1 прочтение
2 июня 2021