Первым, кто громко начал указывать на всю абсурдность и опасность строительства ГЭС в низовьях Оби был Сергей Залыгин. В «Литературной газете» в статье «Леса, земли, воды» он начал задавать неудобные вопросы. Для начала он изучил суть вопроса, познакомился со всеми доводами «за» и «контра». Надо сказать, противники проекта опасались выступать прямо, ведь ГЭС поддержал сам Никита Хрущёв, поэтому спорить было бесполезно, как они думали. На самом деле глас общественности в итоге был услышан. Конечно, без поддержки геологов они мало что смогли бы сделать, но всё же…
Залыгин свою статью построил в форме диалога между «Гидропроектом» и Институтом географии, оттого читается на одном дыхании.
Приведу небольшую выдержку:
«Гидропроект: В целях комплексного использования Нижней Оби после оценки створов одобрены два створа. Из них наиболее экономичным является Салехардский с затоплением 113 тысяч кв. км и подтоплением 6 – 7 тыс. кв.км.
Институт географии: Использование гидравлической энергии в Западной Сибири на современном этапе ее экономического развития должно быть сосредоточено в верховьях Оби, а также на Иртыше в пределах Казахстана. Это приведет к сокращению паводковых затоплений в среднем и нижнем течении этих рек и позволит постепенно осушить Западно-Сибирскую низменность.
Г.: Природные использования развития сельского хозяйства в зоне затопления неблагоприятны, эти земли представляют громадный сельхозфонд. С увеличением населения СССР его придется вовлекать в обработку для производства зерна, кормовых, молочно-мясных продуктов.
Г.: Строительство будет способствовать развитию производительных сил Западной Сибири.
И.: Имеются весьма серьезные основания считать, что сооружение ГЭС находится в противоречии с решением ряда народнохозяйственных проблем по целесообразному использованию природных условий и ресурсов гигантских территорий.
Г.: Водохранилище не будет препятствовать добыче нефти, а поставит ее в более благоприятные условия».
Как видим, спор шёл горячий, с использованием общесоюзных интересов. И если бы не поддержка геологов, которые нашли в этих местах нефть и газ, то неизвестно, чем бы дело обернулось. Мнение широких масс никто не учитывал.
Заместитель директора Тюменского филиала Института минерального сырья Ростовцев тоже написал статью в поддержку Залыгина.
«Для выработки энергии, эквивалентной тому количеству нефти, которое окажется в зоне затопления… ГЭС потребуется от 150 до 500 лет… Потребуется пробурить от 6 до 17 тысяч разведочных скважин, а ним проложить по дну водохранилища от 18 до 54 тысяч км подводных каналов или земляных дамб. Для промышленной добычи создать не менее 100 крупных островов и к ним обеспечить доступ…».
Такие специалисты очень помогли Сергею Павловичу Залыгину. Как он сам писал в статье «Заметки, не нуждающиеся в сюжете»:
«Большое место занял в моей жизни проект Нижне-Обской ГЭС, а почему так случилось, почему он привлек меня – надо самому себе отдать отчет, прежде чем об этом рассказывать».
Надо сказать, что идея о плотине и переброске северных рек на юг, до сих пор жива. Нет-нет, да и да возникают эти провокационные разговоры, проверяя здравомыслящих людей на их готовность снова бороться за своё будущее, без экологических экспериментов и последующих катастроф.
О Залыгине и его роли в спасении не только Салехарда, но и огромных сибирских территорий от затопления, в следующей статье. Поэтому не забудьте подписаться, оставить комментарии.
Предыдущие статьи:
Нижне-Обская ГЭС – гибель для Ямала
Нижне-Обская ГЭС – гибель для Ямала. Продолжение
Нижне-Обская ГЭС. Доводы "Гидропроекта"
Нижне-Обская ГЭС. Плавучие комбайны для леса - самые странные проекты
Нижне-Обская ГЭС. Есть два мнения - строителей и общественности.
Ваш В.Л.
Обязательно загляните на канал «ТыжИсторик», там много всего интересного группа увлеченных товарищей пишет, не пожалеете.