Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

83-я бригада "Малая земля" и продолжение истории.

Плацдарм, получивший название «Малая земля», в районе Мысхако под Новороссийском возник в феврале 1943 года в результате крупной десантной операции. Готовилась эта операция в короткое время, но план ее проведения разработан довольно тщательно. В соответствии с этим планом основное наступление возлагалось на группировку войск севернее Новороссийска, а с юга часть сил противника должен был сковать крупный десант.

Основная группа десанта под командованием полковника Гордеева, состояла из 83 и 255 отдельных бригад морской пехоты, 165 отдельной стрелковой бригады, отдельного фронтового авиадесантного полка, отдельного пулемётного батальона, 563 танкового батальона, 29 истребительно-противотанкового артиллерийского полка.

Вспомогательный десант под командованием майора Ц.Л.Куникова, состоял всего из 275 бойцов морской пехоты без тяжёлого вооружения.

Но… операция пошла не по плану. Из воспоминаний С.Г.Горшкова: ««В 0 ч 00 мин контр-адмирал Н. Е. Басистый донес командующему фронтом обстановку и просил перенести артподготовку на 1,5 ч. Об этом же он сообщил и вице-адмиралу Л. А. Владимирскому, который дал приказ кораблям начать артподготовку в 2 ч 30 мин. Однако командовавший операцией вице-адмирал Ф. С. Октябрьский приказал действовать по плану и в 0 ч 30 мин подписал радиограмму, адресованную Н. Е. Басистому и Л. А. Владимирскому: «...Нельзя переносить время, уже поздно, все в движении», а затем другой телеграммой, направленной также командующему авиацией ВВС флота и командиру Новороссийской военно-морской базы, подтвердил начало операции в 1 ч 00 мин 4 февраля. В результате, действуя в соответствии с первоначальным планом, восемь самолетов в 0 ч 45 мин 4 февраля нанесли бомбовый удар по Южной Озерейке, три самолета выбросили воздушный десант в районе Васильевка, Глебовка, а береговая артиллерия в 1 ч 00 мин начала обстрел побережья у Станички. В это время корабли с десантом еще находились далеко от района высадки. Самолеты-корректировщики также вылетели в соответствии с ранее утвержденным планом и, когда корабли эскадры в 2 ч 31 мин открыли артиллерийский огонь по району высадки возле Южной Озерейки, корректировать его было некому — самолеты уже возвратились на аэродром. Кораблям, имевшим ошибки в счислимом месте, пришлось вести огонь по площади, поэтому эффективность стрельбы была низкой. Несмотря на то что было выпущено более 2 тыс. снарядов калибром 130-180 мм, войска противодесантной обороны и их огневые средства, укрытые в складках местности, подавить не удалось». За эту неудачу был снять со своей должности Ф.С.Октябрьский, его место занял вице-адмирал Л.А.Владимирский.

В открытом море ветер достигал четырех баллов. В ночь на 4 февраля 1943 года к месту высадки суда подошли не одновременно. Морские пехотинцы 83 бригады находились на крупных кораблях, высадка с которых предусматривалась в качестве второго эшелона.

В первый эшелон был выделен один батальон 255-й бригады. Первыми в 03:35 4 февраля к берегу рванулись шесть сторожевых катеров с морскими пехотинцами штурмового отряда. Пляж, казавшийся на протяжении 2,5 часов предыдущих обстрелов безжизненным, сразу же осветился прожектором, ракетами, а затем и многочисленными трассами и разрывами. Огонь накрыл катера и вывел из строя два из них. Вскоре СКА-051 взорвался. Указанные потери не только ослабили штурмовой отряд на треть (было высажено 200 вместо 300 человек) но и обезглавили передовой отряд катеров, так как находившийся на СКА-051 командир отряда капитан 3 ранга А. П. Иванов погиб.

Подать болиндерам сигнал о подходе стало некому. Несмотря на это, им было приказано двигаться к берегу. Самые уязвимые суда десантных сил двинулись первыми — и это предрешило не только их судьбу, но и судьбу танков десанта.

Спустя примерно 20-25 минут после начала высадки, в то время, как высаженные на заминированный берег моряки штурмового отряда под шквальным пулеметным и минометным огнем пытались овладеть первой линией румынских траншей, вражеский прожектор, расположенный на правом фланге высадки, внезапно выхватил из темноты медленно ползущие к берегу баржи. Сразу же на них обрушился шквал огня. Уже первые попадания мин и снарядов нанесли тяжелейшие повреждения болиндеру № 2 и буксиру «Геленджик». Вскоре оба судна загорелись, потеряли ход и начали тонуть. В этот момент до берега оставалось еще 250-200 метров при довольно большой глубине. Находившемуся на борту личному составу — 350 морским пехотинцам и танкистам — не оставалось ничего иного, как прыгать в ледяную воду и пытаться достичь берега вплавь Несмотря на сильное противодействие с берега, «Болиндер №4» продолжал приближаться к пляжу. До суши оставалось около 100 метров, когда люди ощутили сильный толчок — болиндер налетел на установленный на противодесантный «еж». По сходням успели спустить 8 танков, после чего на болиндере начался пожар и прогремел взрыв боезапаса.

Дальше высадка превратилась в разгром. Суда, начавшие высадку, были встречены огнем с берега и, неся потери, высадили лишь часть десанта и отошли. Высадился лишь первый эшелон десанта, около 1400 человек с 8 танками, корабли с оставшимися десантниками вынуждены были отойти. Две танковых роты, 563-го танкового батальона, оснащенных английскими «Стюартами» погибли на средствах высадки. В течение трёх суток десант вёл бой, не получая подкреплений и боеприпасов. Небольшой отряд пробился к Станичке, где вёл бой вспомогательный десант, 25 человек соединились с парашютным десантом и были позже сняты кораблями, несколько человек ушли в горы.

В связи с неудачной высадкой основного десанта, 83 бригаду вернули в порт Геленджик. Только 8 февраля 1943 года в 19.50 в порту Геленджик началась посадка на корабли 83 бригады морской пехоты. Тральщики «Тракторист», «Земляк», «Щит» и «Защитник», а также семь сторожевых катеров приняли на борт 4 181 бойца. Было решено перенаправить десант на вспомогательное направление.

Действия вспомогательного десанта, оказались гораздо более успешными. С моря десант поддерживал огнём реактивной артиллерии лишь один тральщик (КАТЩ-606) "Скумбрия". Это был мобилизованный рыбацкий сейнер, с экипажем из бывших рыбаков под командованием главного старшины В.С.Жолудева, на котором смонтировали 12 8-ми зарядных 82-мм реактивных установок. Тихоходный тральщик с реактивным вооружением с трудом выделили для отвлекающей операции. Дымовую завесу ставили два торпедных катера. При высадки один из катеров был потоплен огнём врага и экипаж присоединился к десанту. Остальные катера вернулись в Геленджик за второй партией десантников.

Подойдя к берегу в расчётное время, корабли открыли огонь по огневым точкам противника, поставили дымовую завесу вдоль берега, под прикрытием которой передовой отряд десанта быстро и организованно высадился и закрепился на берегу уже через час. Затем, после высадки основных сил, плацдарм был расширен, десантники захватили несколько кварталов в южной части Станички.

К утру в Станичке было высажено 870 бойцов и командиров. В восьмом часу утра катера ушли из Цемесской бухты, прикрываясь дымовыми завесами. Флагманский катер командира дивизиона Сипягина вернулся в Геленджик последним.

В ночь с 8 на 9 февраля удалось высадить из числа 83 бригады 3 355 человек, остальным пришлось вернуться в Геленджик. На берегу оказались все три батальона бригады, но без артиллерийских дивизионов, без минометного дивизиона, без саперной и без медикосанитарной рот, прибывших на плацдарм позднее. НО!

Что важно, вместе с батальонами бригады высадились штаб и политотдел, командование бригады — подполковник Д. В. Красников, полковой комиссар Ф. В. Монастырский, начальник политотдела полковой комиссар А. И. Рыжов. Наблюдается важная тенденция: когда вместе с десантниками высаживается штаб, и руководит ими, и стойкость и активность частей в значительной степени повышается.

Батальоны бригады, преодолевая сильное сопротивление противника, овладели поселками Лагерь, Алексино и к 19.00 9 февраля 1943 года подошли к восточной окраине совхоза Мысхако.

Позже на этот плацдарм пробились оставшиеся силы основного десанта (некоторые источники называют цифру всего в пять человек). Используя подкрепления, плацдарм удалось существенно расширить.

10 февраля все батальоны бригады продолжали наступление. Четыре дня шли бои за расширение плацдарма, и все это время на него прибывали новые части и соединения. В течение пяти ночей на берег были высажены две бригады морской пехоты, стрелковая бригада, истребительно-противотанковый полк, и, (что важно!), доставлено несколько сотен тонн боеприпасов и снаряжения.

Немецко-фашистское командование предпринимало отчаянные попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Отважно действовали на плацдарме артиллеристы 83 бригады. Артиллерийский дивизион, которым командовал майор Петрушечкин (зам по политчасти майор И. В. Дорошенко), не сумел сразу высадить на плацдарм свои орудия. Однако командование дивизиона с подразделениями управления высадилось, и до прибытия наших пушек артиллеристы вели огонь по противнику из захваченных ими семи 105-мм пушек.

Всю весну фашистские войска предпринимали попытки ликвидировать возникший у них в тылу плацдарм, а 17 апреля 1943 года предприняли грандиозное наступление. 83 бригада, находившаяся в резерве, вводилась в сражение по частям. Первой бросили в бой роту автоматчиков старшего лейтенанта И. Г. Ивашенцева и роту капитана В. В. Ржеуского.

Им приказали атаковать противника, вклинившегося на стыке 83-й и 255-й бригад. В это же время командир бригады подполковник Д. В. Красников поставил боевую задачу 16 батальону капитан-лейтенанта И. О. Рогальского занять оборону в двух километрах восточнее Федотовки. 305 батальон старшего лейтенанта Я. С Борисенко он направил на помощь 51 бригаде, с трудом сдерживающей атаки противника на своем участке. А когда стало еще труднее, приказали выдвинуть на передовую 144 батальон, которым к тому времени командовал майор Е. И. Тхор. Так постепенно вся бригада была втянута в затяжные бои, которые длились целую неделю.

Только 25 апреля 1943 года, не добившись успеха, немцы прекратили наступление. Все время, пока существовал этот плацдарм, бойцы 83-й бригады находились в боях.

Одновременно с этими событиями разворачивались события на Азовском море. В феврале была создана заново Азовская военная флотилия, а в ее составе был сформирован 384-й батальон морской пехоты. В составе батальона было очень много севастопольцев. Командовал им майор Ф.Е.Котанов (участник обороны Севастополя, командир батальона). Начальник штаба батальона - лейтенант П. С. Пономарев, тоже бывший «севастополец». В составе батальона, в должности командира роты числились два бывших сослуживца по севастопольскому батальону электромеханической школы: ст. л-т К.Ольшанский и капитан-лейтенант В.Э.Немченко (бывший командир 2-й пульроты батальона ЭМШ). Чуть позже был создан 369-й батальон морской пехоты, состоявший в основном из «керчан», участников боев в Керчи в 1941-м.

Эти два батальона, с момента создания, постоянно участвовали в десантах. Первый такой десант был высажен на южном побережье моря в районе Вербяной косы. Второй в районе населенного пункта Безыменовка. Далее в районе поселков Урзуф и Ялта (в районе Мариуполя).

В июле 1943 года для вскрытия системы огня противника на плацдарме Малая земля 83-й бригадой производились разведки боем. В ответ противник предпринял яростные контратаки и обстрел наших позиций артиллерийским огнем.

14 августа 1943 г. командиром 83 бригады назначили подполковника Н. И. Козлова, а 25 августа бригада приняла участок убывающей с плацдарма 255 бригады. На тот момент 255-й командовал полковник А.С.Потапов, бывший командир севастопольской 79-й бригады.

255-я бригада уходила с плацдарма для высадки очередного десанта. На сей раз, десант собирались в сам Новороссийск, в его порт. Две бригады должны были двигаться друг навстречу другу: одна с Малой земли, другая с плацдарма, занятого новым десантом.

Удар по Новороссийску должны были нанести одновременно с трех направлений — с востока (с участка фронта цементный завод «Пролетарий» — гора Сахарная Голова) — войска восточной группы 18-й армии; с юго-запада (с мысхакского плацдарма) — войска западной группы 18-й армии; с юга (с моря) — морской десант (255-я бригада морской пехоты, 393-й отдельный батальон морской пехоты, 290-й стрелковый полк НКВД и 1339-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии). Всего в десант выделялось около 6500 человек, 20 76-мм и 21 45-мм орудий, 147 минометов. Высадку планировалось осуществить двумя эшелонами непосредственно в порт на широком фронте — от мыса Любви до электростанции. Основной ударной силой операции вновь стала морская пехота. К этому времени, личный состав двух бригад уже составляли опытные и инициативные бойцы. Это было уже не ополчение и не штрафбат. Это были десантники.

Общее руководство операцией было возложено на Л.А.Владимирского, и, несмотря на некоторые ошибки, операция удалась. 15-го сентября части 255-й и 83-й бригад встретились.

Правда, в ходе этих боев и 255-я и 83-я бригады понесли тяжелые потери, и были вновь отправлены на пополнение и переформирование. Бригада получила наименование «Новороссийская», но в ее составе осталось менее 50% личного состава.

С разгромом группировки противника под Новороссийском наши войска получили возможность освободить весь Таманский полуостров. Чтобы не допустить ухода немцев в Крым, решено было высадить на побережье несколько десантов.