В СССР снова вспомнили о Марсе, когда стало ясно, что «лунная гонка» проиграна. Для восстановления престижа Страны Советов начали всерьез рассматривать начало «марсианскую гонку».
Идеологом и вдохновителем был академик Мстислав Келдыш, который озвучил 27 января 1969 года перспективные планы:
«…Меня беспокоит, что у нас нет [..] ясной цели. Сегодня есть две задачи: высадка на Луну и полет к Марсу. Кроме этих двух задач ради науки и приоритета, никто ничего не называет. Первую задачу американцы в этом или следующем году решат. Это ясно. Что дальше? Я за Марс. Нельзя делать такую сложную машину, как H1, ради самой машины и потом подыскивать для нее цель. 1973 год — хороший год для беспилотного полета тяжелого корабля к Марсу. Мы верим в носитель H1. Я не уверен в 95 тоннах, но 90 будем иметь с гарантией. Последние полеты «Союзов» доказали, что стыковка у нас в руках. Мы можем в 1975 году осуществить запуск пилотируемого спутника Марса двумя носителями H1 со стыковкой на орбите. Если бы мы первыми узнали, есть ли жизнь на Марсе, это было бы величайшей научной сенсацией. С научной точки зрения Марс важнее Луны».
Из книги Бориса Чертока «Ракеты и люди. Лунная гонка»
Таким образом, появилась цель и определен носитель - ракета Н1/Н-1М, на которую ориентировались конструкторы группы Константина Феоктистова.
Основные параметры проекта «Аэлита» были следующие:
Продолжительность полета — 630 дней
Пребывание на орбите Марса — 30 дней
Пребывание марсианского модуля с космонавтами на планете— 5 дней
Проект
Корабль получил рабочее название «Марсианский экспедиционный комплекс». Его сборка планировалась на орбите Земли в результате стыковки двух беспилотных блоков, масса которых составляла порядка 75 т. Для их доставки планировалась использоваться модифицированный вариант ракеты-носителя Н-1М.
Марсианский орбитальный комплекс и марсианский посадочный комплекс составляли первый блок, а во второй входила электроракетная двигательная установка с ядерным источником электроэнергии.
Сам марсианский модуль выглядел как удлиненная игла с реактором мощностью в 15 МВт и коническим тепловым радиатором. Посадку на Марс совершал только аппарат сегментально-конической формы с разворачивающимся лобовым щитом. Экипаж составлял четыре человека.
В блок ЭРД входили два запараллеленных сверхмощных реактора, которые были вынесены в крайнюю точку комплекса и предусматривали защиту других систем от радиации. Электроплазменные движители располагались между теневой защитой и баком с рабочим телом по кольцу. Их выхлопные струи играли роль экрана от излучения реакторов.
Далее располагался двухсекционный радиатор-излучатель телескопической конструкции со стыковочным агрегатом. Тут же находился теневой экран, который служил защитой обитаемым отсекам.
После него шел возвращаемый марсианский орбитальный комплекс. Аппарат входил в земную атмосферу со скоростью, превышающую вторую космическую. Его форма могла быть в виде увеличенной «фары» «Союза», или выглядеть как 6-метровая «чечевица», или представлять клиновидное аэродинамическое тело. За ним находились отсеки марсианского орбитального комплекса, которые строились по вертикальному принципу в 7 этажей: приборно-агрегатный, рабочий, лабораторный, биотехнический, жилой, салон и отсек двигателей ориентации.
Габариты «Марсианского экспедиционного комплекса»:
длина (полная) — 175 м;
диаметр максимальный — 4,1 м;
полная масса — 150 т.
План полета
Медленный разгон по раскручивающейся спирали начинался после стыковки блоков. Подсадка экипажа осуществлялась после выхода из зоны земных радиационных поясов. Для этого использовались корабли «7К-Л1» («Зонд»), которые выводились на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонными блоками «Д».
После окончания разгона ЭРД выключался и работал на «холостом ходу» в течение пассивного 150-суточного полета на участке Земля-Марс. Затем начиналось торможение перед входом в марсианскую атмосферу, которое длилось 61 сутки, а далее - выход на орбиту искусственного спутника Марса по спирали в течение 24 суток.
Пребывание на орбите Красной планеты длилось 30 суток. В этот период марсианский посадочный комплекс отделялся от комплекса и совершал посадку на Марс. МПК имел посадочную ступень с ЖРД с жилым отсеком цилиндрической формы, который с кабиной соединял люк-лаз. В посадочный комплекс входил возвращаемый аппарат со сферической кабиной.
После завершения исследовательской программы экипаж загружался в возвращаемый аппарат, который после старта с марсианской поверхности совершал стыковку с комплексом, находящимся на орбите. Когда космонавты переходили в жилые отсеки посадочный модуль сбрасывался.
Обратный путь на Землю начинался с разгона в течение 17 суток в пределах сферы действия Марса и продолжался еще 66 суток за ее пределами. Затем траектория комплекса переходила в длительный пассивный участок, который завершался после сближения на минимальное расстояние от Солнца. После этого включались двигатели, которые разгоняли аппарат в течение 17 суток перед очередным пассивным участком. ЭРД начинали работать за 3 суток до Земли для торможения комплекса, от которого при входе в атмосферу отделялся спускаемый аппарат. Общее время экспедиции на Красную планету не должно было превышать 630 суток.
К сожалению, реализовать проект «Аэлита», как и лунную программу не удалось. Это связано со свертыванием работ по проектированию тяжелого носителя Н-1 в 1974 году. Итогом стало прекращение проектов всех пилотируемых полетов к другим планетам, так как любые планы были бы без ракеты-носителя только фантазией.
Комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на канал — будет много интересного!
По вопросам заказа текстов пишите @makxcc