В общественном сознании плотно укрепилась мысль о Пушкине как об оппозиционере, поддержавшему, пусть и не собственным присутствием, но морально, самое яркое политическое выступление своего времени - восстание декабристов. Отсюда и взялась версия, что он сам принадлежал к числу заговорщиков. Было ли это действительно так? И насколько близок Пушкин был с бунтовщиками?
Александр Сергеевич Пушкин все же не был декабристом, хотя на тему человеческих свобод писать любил. Высказывания Пушкина на политические и религиозные темы и его вызывающее поведение, конечно, создавали общественный резонанс. Но все же от проектов будущих декабристов он был очень далёк.
По окончании Лицея в 1817 году Пушкин поселился в Петербурге. Он сразу был принят в литературное общество «Арзамас», где в это время идеи о социально-политическом содержании литературы стали выдвигать члены Союза благоденствия. Сблизившись с этим движением, Пушкин попал в кружок молодых «либералистов», под влиянием которых сложились его политические стихотворения тех лет.
Наиболее интенсивное и близкое общение Пушкина с декабристскими обществами (хотя тогда они, конечно, так не назывались, но для простого понимания буду использовать этот термин) пришлось на годы его Южной ссылки. «В Кишиневе я был дружен с майором Раевским , с генералом Пущиным и Орловым», — вспоминал поэт в письме к Жуковскому в начале 1826 года.
В первой половине 1825 года проходила оживленная переписка Пушкина с членами Северного общества и издателями альманаха «Полярная звезда» — литераторами Александром Бестужевым (после восстания будет приговорен к каторжной работе на 20 лет) и Кондратием Рылеевым (один из пяти казненных декабристов), которые не согласились с ним во многих позициях и высказали довольно резкую критику в адрес Пушкина.
Известна история, что Пушкин накануне выступления декабристов собирался приехать в Петербург, но по пути дорогу ему перебежал заяц. Посчитав это дурной приметой, писатель развернулся. Якобы это и спасло его от участия в неудавшемся перевороте. Интересно, что Пушкин, смастерив себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова. Неужели он ехал, целенаправленно скрывал свою личность, чтобы примкнуть к рядам выступающих? Но почему тогда передумал? Версия с зайцем, если честно, кажется очень забавной.
В дальнейшем Пушкин не отрекся от дружбы с декабристами, однако и не высказал своего согласия (или несогласия) с их программой.
Во время расследования по делу декабристов отсутствовали прямые свидетельства участия Пушкина в каком-либо из тайных обществ. Так что и наказать его здесь было не за что. Но он и без того прекрасно справлялся с ролью красной тряпки для императора.