За последние несколько лет электромобили настойчиво доказывают свою жизнеспособность. Но, несмотря на это, не стихают жаркие споры, в том числе и на нашем канале, о том, что лучше для рядовых потребителей: электромобили или машины с двигателями внутреннего сгорания?
На самом необходимо учитывать множество факторов, и невозможно, по крайней мере, сегодня дать однозначный ответ. В конце концов, все пока сводится к личным предпочтениям водителя.
В том, чтобы у читателей сложилось более аргументированное мнение по этому вопросу, поможет представленный ниже обзор, где рассматриваются эти факторы, включая некоторые технические характеристики, стоимость и влияние на окружающую среду. Также речь будет идти о перспективах автомобильного транспорта.
Сравнение технических характеристик
Начнем с разгона. Электромобили разгоняются намного быстрее, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, потому что электродвигатель постоянно обеспечивают требуемый крутящий момент, который к тому же без потерь передается на колеса.
В этом электрокары сильно отличаются от традиционных автомобилей. Для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями максимальный крутящий момент достигается, когда обеспечивается наиболее эффективное сочетание концентрации паров топлива, состава воздушной смеси и момента воспламенения – именно тогда получается наибольший крутящий момент.
Таким образом, существенным недостатком авто с ДВС является временная задержка в достижении максимального крутящего момента. Начиная с самых низких оборотов, двигатель должен постепенно раскручивать коленчатый вал до порогового значения максимального крутящего момента.
В электромоторах электрокаров максимальный крутящий момент создается все время. Это позволяет Tesla Model 3 разгоняться до 60 км/час за 3,1 секунды. Новая модель Tesla Model S Plaid разгоняется до такой скорости уже за 1,99 секунды.
При этом не забывайте, что это не спортивные машины типа суперкара McLaren 620R, у которого на то, чтобы разогнаться до 60 км/час, уходит 2,9 секунды, а у Porsche 911 Turbo S – 2, 6 секунды.
Сравнение по стоимости
В настоящее время автомобили с ДВС стоят гораздо дешевле электромобилей. Средняя цена электрокара примерно на 19 тысяч долларов выше обычных машин.
Но более высокая цена компенсируется низкими расходами на техническое обслуживание в течение всего периода эксплуатации за счет отсутствия необходимости менять периодически охлаждающие жидкости, моторное и трансмиссионное масло. Эти расходы у электромобилей в три раза меньше, чем у бензиновых и дизельных машин.
Заправка топливом и подзарядка батарей
Как правило, на автодорогах АЗС встречаются через каждые несколько километров, а на полную заправку бака обычного автомобиля уходит несколько минут.
Для электромобилей ситуация пока иная, особенно на дорогах вдали от крупных городов. А на полную зарядку электрокара потребуется до 20 часов, в зависимости от модели машины.
Что касается расхода топлива и пройденного расстояния на одном баке - в среднем оно составляет от 400 до 480 километров, в то время как электромобили первого поколения проезжают на одной зарядке от 95 до 160 километров - хотя последние модели могут проходить уже более 300 километров.
Влияние на окружающую среду
Производители электромобилей позиционируют свою продукцию как самое лучшее экологическое решение в борьбе с изменением климата. И электромобили действительно экологичнее традиционных машин благодаря тому, что у них вместо двигателя, в котором для перемещения поршней сжигается топливо, используются электромоторы и мощные аккумуляторные батареи. Соответственно, они не производят вредных выхлопных газов.
Однако, в то время как сам автомобиль может быть лучше для окружающей среды, электричество, которое необходимо для его движения производится в основном за счет сжигания нефтепродуктов и угля.
Поэтому для снижения вредных выбросов желательно, чтобы и все электричество, используемое для их производства и зарядки, обеспечивалось бы за счет возобновляемых источников энергии.
Перспективы автотранспорта
Что мы можем ожидать увидеть на дорогах в обозримом будущем? Завоюют ли господство электромобили? По всей видимости, они получат широкое распространение благодаря неуклонному снижению себестоимости, повышению показателей производительности и развитию зарядной инфраструктуры.
Автопроизводители намерены инвестировать в их производство более 90 миллиардов долларов в течение десятилетия. К примеру, компания General Motors объявила о том, что к 2036 году будет выпускать только авто с нулевым углеродным выбросом.
К тому же электромобили практически бесшумны по сравнению с обычными автомашинами. И даже, согласно новым правилам, они обязаны издавать громкие звуковые сигналы при движении на небольшой скорости, чтобы предупреждать о своем приближении пешеходов.
Но это совсем не значит, что автотранспорт с ДВС вдруг куда-то исчезнет, учитывая, что только в США ежегодно продается 17 миллионов единиц этой автотехники. А растущая популярность гибридов позволяет им не отставать от электромобилей.
Сегодня по-прежнему сохраняется господство автотранспорта с ДВС. Только одна из 250 машин на дорогах электрическая.
Одна из причин в том, что потребителям предлагается большее разнообразие традиционных авто, по сравнению с электромобилями. К примеру, на рынке продаются всего 30 моделей полностью электрических машин.
Возможно, в будущем вообще появятся какие-то новые типы автомобильного транспорта. Кто знает? А вдруг по какой-то причине цена на нефть снова упадет до минимальных значений – и что тогда? Ведь есть пороговое значение не только для максимального крутящего момента, но и пороговое значение для цены на нефть, при которой производство электромобилей теряет всякую экономическую целесообразность, по крайней мере, на отдельном этапе технологического развития.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.