Андрей Правов
Главной террористической опасностью для Америки являются сторонники превосходства белой расы, а вовсе не боевики из радикальных исламистских организаций «Исламское государство» или Аль-Каида» (обе запрещены в РФ). Такую свою точку зрения высказал президент США Джо Байден, выступивший в начале июня в американском городе Талса (штат Оклахома).
Выступление президента было посвящено столетней годовщине трагических событий в городе, когда, после сообщений о нападении темнокожего юноши на белую девушку, произошли крупнейшие в истории США расовые беспорядки, в результате которых 36 афроамериканцев погибли, более 800 получили ранения различной степени тяжести и тысячи арестованы.
Мероприятия, прошедшие в связи со столетней годовщиной тех событий, широко освещались американскими СМИ, а выступление Джо Байдена в прямом эфире транслировалось по телевидению.
Если сейчас кто-то станет утверждать, что это выступление оказалось в центре внимания многих американцев, то это означало бы просто попытку смягчить реакцию общества на слова Байдена. По многим оценкам, президент открыто в очередной раз заигрывал с афроамериканкой общиной США. И в то же время его выступление в очередной раз показало, насколько сегодня разобщено американское общество, в том числе, а возможно, что и больше всего, именно по расовому признаку.
По ряду оценок здесь знаковым оказался прошедший год. Ведь именно он был наполнен различного рода бурными событиями, последовавшими после убийства полицией прошлой весной 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда. Как известно, один из правоохранителей прижал его к тротуару, надавив коленом на область шеи. Флойд пытался доказать, что ему не хватает воздуха, но полицейский продолжал давить, после чего афроамериканец скончался.
Данное происшествие, заснятое на камеру, вызвало взрыв возмущения среди афроамериканцев, а также поддержавших их либерально настроенных представителей других слоев населения, в том числе и некоторых белых. И даже сам факт, что Флойда задержали за то, что он пытался расплатиться фальшивыми деньгами, был расценен как некое «баловство», мелочь. Возмущение переросло в массовые демонстрации, а затем в беспорядки и погромы, в которых принимали участие в основном афроамериканцы.
Эти события положили в США организации целого движения под названием «Black Lives Matter», в переводе «Жизни черных имеют значение», или сокращенно BLM. Его активисты реагировали на малейший инцидент, связанный с задержанием афроамериканцев полицией. И если что-то казалось им несправедливым, или говорило о возможном, с их точки зрения, превышении полномочий со стороны полицейских, в разных городах Америки начинались беспорядки. Обычно перераставшие в погромы. Горели автомашины и небольшие магазины, толпа разбивала витрины супермаркетов, устремлялась внутрь и грабила товар.
Согласно многим оценкам, прежде всего, естественно, представителей белой части американцев, за прошедший год разговоры о неравноправии афроамериканцев постепенно перешли уже в утверждения об их исключительности и об обязанности всех остальных преклоняться перед ними. А также речь пошла о некоем долге в отношении потомков рабов, вывезенных более ста лет назад, против их воли, из Африки в Америку. Белые, дескать, должны теперь «отдавать долги», что в понимании, например, погромщиков означало их право на мародерство.
То есть идеи, выраженные в последнем выступлении президента Байдена, могли очень понравиться афроамериканской общине страны, но совсем не пришлись по вкусу очень многим ее белым гражданам. От последних сегодня можно довольно часто услышать, что все разговоры о белом расизме уже давно устарели. Следует, дескать, уже говорить о расизме со стороны афроамериканцев по отношению к белым.
Как доказательство правоты такого своего мнения белые американцы приводят случаи, когда их заставляли, или пытались заставить, целовать ботинки неграм, или когда группы афроамериканской молодежи нападали на своих белых сверстников, избивали их и требовали деньги в качестве отступного за страдания их предков.
Многие в США после выступления президента в Талсе задаются вопросом, неужели Байден не понимает всего того, что происходит в стране? Неужели он совсем отказывается поддержать, хотя бы как-то, пусть даже намеками, «белую Америку», представителем которой он сам и является?
Мне кажется, что ответы на эти вопросы следует искать в прошлогодней выборной кампании президента в США. Ведь тогда верхушка Демократической партии, которая и выдвигала кандидатуру Байдена на высший пост в стране, четко сделала ставку на поддержку различного рода меньшинств в обществе, любых – расовых, национальных и даже сексуальных. В отличие от республиканцев, которые, вместе с тогдашним президентом Дональдом Трампом, все-таки больше ориентировались на традиционную, и даже провинциальную, Америку.
Сегодня, всем в США понятно, что сторонники Трампа затаились и хотят реванша. А по некоторым данным сторонников этих почти половина страны. То есть США разделились почти пополам.
А поэтому демократы нервничают, а все «реверансы» Байдена идут в сторону союзников, которые привели его в Белый дом. Ребята, я, мол, с вами, а всем этим расистам и прочим террористам, которые в январе громили Капитолий, мы вместе еще покажем «кто прав». Согласно словам Байдена всех тех сторонников Трампа, участвовавших в той акции протеста, «необходимо рассматривать как хулиганов, мятежников, белых расистов, антисемитов».
Как известно, за месяцы, прошедшие после событий вокруг Капитолия, были арестованы очень многие американцы, принимавшие в них участие. Они часто выявлялись благодаря тщательной работе с камерами наблюдения и препровождались в полицию, где с них жестко спрашивали - «за терроризм». В то же время никто из погромщиков из числа афроамериканцев, поджигавших и грабивших супермаркеты как бы в знак протеста против смерти Флойда, наказан не был. Здесь можно провести своеобразный «водораздел» - кто «чужие», а кто «свои».
Возможно даже, что окружение Байдена понимает, что одержало победу на прошлых президентских выборах, мягко говоря, «не совсем честно», и боится «реванша Трампа». А поэтому президент и делает заявления, которые должны понравиться, как может казаться в Белом доме, верной ему части электората. Он заигрывает в том числе и с BLM, стремится доказать активистам движения, что сохраняет верность идеям, с которыми пришел к власти.
Следующим заявлением президента может стать, например, признание важности в жизни американского общества фактора ЛГБТ и роли этого сообщества в жизни творческих коллективов, например, в Голливуде. Или что-то еще в этом роде.
Как говорится, поживем, увидим.