Найти в Дзене
Хан Кага-Бэй

Егор Летов: «Нет смысла заниматься роком»

Егор Летов не хочет быть пророком. Тем не менее, он очень ясно представляет себе, что ждет отечественный рок-н-ролл в ближайшем будущем. Егор Летов не стремится быть звездой и не принимает этику и психологию звездного статуса, хотя у него для этого есть весьма веские аргументы. Егор Летов недрогнувшей рукой разрушает сложившиеся благодаря масс-медиа стереотипы и мифы, связанные с культурой андерграунда, но тут же воздвигает новые, по своему разумению и рецепту — чем и симпатичен редакции РИО, которая всю жизнь занимается тем же самым.

Егор Летов
Егор Летов

Как-то раз (если не изменяет память, в седьмом номере за 1987 год) мы уже предоставляли ему возможность высказаться на наших страницах, но с тех пор утекло немало времени и денег, многие вещи и взгляды изменились или, напротив, приобрели законченность, да и потом, где вы сегодня достанете 11-й выпуск РИО? Его и у редакции-то нет. Вот поэтому-то мы и решили вновь встретиться с Джа Егором (он же Килгор Траут, он же Дохлый, а также много кто еще). Мы сидим на диване в гостеприимной квартире Филаретовых (они предоставляют «Обороне» кров во время ее недолгих залетов в Питер), заваленные растрепанными выпусками журнала «Maximum Rock`n`Roll» за разные годы. Периодически входят и выходят разные люди. Как кукушка из часов, выглядывает из кухни Фирсов. И, действительно, начинают бить часы, заглушая начало беседы. Впрочем, это не важно. Итак,

РИО: Кстати, ты помнишь, как мы встретились в первый раз? На Свердловском рок-фестивале, когда еще было непонятно, куда все идет. Я, собственно, и «Оборону»-то тогда еще не слышал, просто братец твой что-то между делом рассказывал... Он ведь тоже из Омска?

Е.Л.: Ну да, конечно. У него как получилось? Он был в Новосибирске — ФМШ, Университет. А Новосибирск — это, вообще, особая история. там есть Академгородок. Был такой опыт в 60-х: собрали одаренных детей в одном месте, поселили недалеко от города, в общагах, и решили посмотреть, что из этого выйдет. А вышел из этого невиданный в стране процесс духовного освобождения. Такого не было ни в Ленинграде, ни в Москве: что-то типа гражданской войны, забастовки и т.п. Потом все, в конце концов, разогнали. Постепенно. Братец занимался тем, что привозил отовсюду пластинки, рок. За это его и выгнали. Он перебрался в Москву, квартиру получил, дочка родилась...

РИО: А музыкой он еще в Сибири занялся?

Е.Л.: Нет, он уже в Москве саксофон купил и стал саксофонистом.

Сергей Летов, саксофонист. Брат Егора Летова
Сергей Летов, саксофонист. Брат Егора Летова

РИО: Я его впервые услышал в 1984 году, на 2 Рок-фестивале — он тогда с «Аквариумом» играл, был у них биг-бэндовый такой период. Курехин с саксофоном...

Е.Л.: Ага. Курехин одно время действительно на саксофоне играл.

РИО: На чем он только не играл... (Общий смех) Получается, что вы с братом как бы на разных полюсах находитесь: он играет чисто инструментальную музыку, а у тебя слово все-таки больше значит, чем мелодия. Это случайно?

Е.Л.: Не знаю. Мне кажется, что даже не слово как таковое важнее, а то, что за этим словом стоит. Братец — он изначально шел от классики, от эстетики традиционной, а я, если так говорить, шел от героической романтики. Когда мне было, наверное, лет четырнадцать, у меня впервые появились идеи неохристианского толка. Я, вообще, человек общины. То, что я хотел бы делать — это общинная музыка, общинная философия... А у него наоборот: уклон в некую элитарность. Причем, элитарность некого статического толка. Вот он к ней и пришел в итоге. То, что он сейчас делает, это так называемая «новая романтика» в джазе, своего рода постмодерн. Авангард не как что-то передовое, что какие-то новые пути открывает, а то, что уже было, но имеет ограниченное распространение и как-то органически из разных чужеродных частей складывается. Собственно, это и точка зрения Курехина. Вот это нас с братцем и отличает. Это, наверное, еще более полярные понятия: чувство и идея.

РИО: А не заключен ли в ваших разногласиях некий конфликт поколений? Ведь ты по возрасту гораздо младше нас. И вообще, есть ли в нашем роке конфликт поколений?

Е.Л.: Мне трудно судить, но поколения есть. А себя я отношу к поколению 50-х годов, как ни странно, хотя и родился позже. Просто я начал рано этим делом заниматься — лет в восемь, когда я первый раз услышал рок. Естественно, от братца. Вообще-то он рок не слушал, всегда его... презирал, что ли. Но как-то раз привез пластинки Shocking Blue, Led Zeppelin, «Revolver» битловский... Когда я их услышал, на меня они так подействовали, что все прямо сразу поехало. Я стал записывать рок и жил на этой музыке лет десять. Для меня, наверное, это было самое счастливое время. Поэтому я себя причисляю к поколению тех лет. Все мои друзья сейчас — это не ровесники, а люди под тридцать. Я с ними только общий язык нахожу.

-3

РИО: А ведь это поколение далеко не однородно. Поколение, которое БГ назвал «поколением дворников и сторожей» фактически перестало быть единым целым.

Е.Л.: Сейчас все по-моему перестало быть единым целым. Энтропия растет. Сейчас бессмысленно говорить о каких-то направлениях или движениях. Ни одно из них сегодня не существует в чистом виде. Как вера некая, когда люди верят в то, что делают.

РИО: Я замечаю, что молодые группы Ленинграда (вне зависимости от художественных достоинств) все-таки держатся вместе. Даже помогают друг другу как в старые времена: инструменты дают, записываются вместе. Какая-то общность ощущается...

Е.Л.: А это, знаешь, на каком уровне? На уровне внешних признаков: не что играть, а как . Обычно все сводится к тому, что они ориентируются на какой-то тембр, какую-то гитарную технику... Такой-то перебор или другой. На нечто среднее между Smith и Public Image. Причем, Public Image считается верхом крутизны. Самым авангардом. А вопрос: «зачем это делать» или «что этим можно сказать» вообще не стоит. Изначально.

РИО: Просто сейчас другое время. Быть может, каждое новое поколение музыкантов ищет себе инструмент, с помощью которого оно передает свое ощущение мира. В джазе таким инструментом была импровизация...

Погоди, мне по этому поводу сейчас такая мысль пришла в голову: ведь вопрос «как выражать» приходит естественно после вопроса «что выразить», и решается он обычно сам собой.

Е.Л.: Нет, я сейчас о другом. Возьмем, к примеру Запад. Там сейчас много общностей музыкантов, которые в творчестве постоянно используют какой-то свой архетип: Blast First, например, или те же 4 A.D. Они играют тембрами, бесконечно варьируют их, обыгрывают как-то. Для них это свой способ выражения мироощущения. Трудно предположить, что за этим стоит коммерция.

РИО: И все же, мне кажется, это коммерция, но на другом уровне. Коммерция не денежная, а социальная, что ли, духовная. Может такое быть?

Е.Л.: Мне трудно для себя этот вопрос как-то однозначно решить. Знаешь, это как с музыкой, которая приходит на смену тому, что любишь. Сначала всегда кажется, что это просто шум, noise pollution.

Я уже думал на эту тему. И тоже подходил таким образом: допустим, что я чего-то просто не понимаю. Но мне не кажется, что все, что идет на смену тому, что я люблю — плохо. Плохая музыка. Нет, она не плохая, но ее нужно как-то иначе называть. Не рок.

РИО: Давно уже ясно, что термин «рок» потерял всякий смысл.

Е.Л.: Петя Мамонов использует выражение «современная музыка». Хорошая современная музыка и плохая современная музыка (смеется).

РИО: То, что мы условно называем роком — вся современная массовая музыкальная продукция — быстро меняется. Есть некий рубеж, фронтир, на котором идет поиск и быстро окостеневающие тылы. Потом эту почву можно рыхлить, перепахивать и сажать, как Буратино, доллары. Впрочем, можно и рубли.

Е.Л.: Рок действительно закончился. Дошел до финишной точки эволюции. Причем, это произошло в последние два года. До этого еще шло какое-то развитие андерграунда, а сейчас все выродилось в тот же попс. Просто разные установки действуют: если панк — то это хард-кор, авангард всякий, rock-in-opposition превратился в неоиндепендент типа 4 A.D. Ввиду этого сейчас нет смысла заниматься роком. Можно заниматься религиозной практикой, экологическими проблемами, хэппенингом... Или нужна другая форма для облечения прежней идеи — не музыкальная, а — я не знаю — принципиально новая.

РИО: Раньше считалось, что каждые десять лет появляется принципиально новая эстетическая модель. Между ними могут уложиться две-три ступеньки меньшего масштаба. А сейчас — со времени панк-бума прошло десять с лишним лет, а новой «новой волны» нет. Только такое... размельчение жанров на крохотные ручейки.

Е.Л.: Мы сейчас подошли к осмыслению современного момента. Я думаю, то, что сейчас происходит — натуральный конец всему. Совершенно оправданный и четко закономерный.

РИО: «Мир, как мы его знали, подходит к концу», — это ведь Гребенщиков. У него по песням море таких пророческих фраз разбросано.

Е.Л.: У меня отношение к БГ странное. Понимал ли он сам, что пишет? Или был просто передаточным звеном? У Борхеса есть такой рассказ — знаешь, наверное — «Тлен, Укбар, Orbis Tertius», там такая мысль: авторов в мире два-три, остальные — как бы медиумы. Потом, когда уходит некая эманация, человек остается таким, какой он есть на самом деле. Все становится на свои места.

Борис (БГ) Гребенщиков. Лидер «Аквариума»
Борис (БГ) Гребенщиков. Лидер «Аквариума»

РИО: Тропилло не устает повторять, что «Аквариум» — это не собственность БГ, это все наше, это культура целого поколен9ия, которое нашло одного посредника, чтобы выразить ее.

Е.Л.: То же самое и с битлами было. И с Sex Pistols. Наверное, в любой культурной обстановке возникает один... не то, чтобы избранник, а, скорее, козел отпущения, который и должен отражать эту обстановку.

РИО: Про козлов у БГ тоже было.

Е.Л.: Ага.

РИО: Мне все же кажется, что он, как и другие медиумы, действует по наитию. Есть ведь два типа авторов...

Е.Л.: Одни выражают свои собственные ощущения, а другие создают новые реальности — т.е. авторы в чистом виде.

РИО: Причем, если такого медиума устранить из творческого процесса, его место обязательно займет кто-то, кто все время был рядом, но до подходящего момента не самореализовался. А когда его время уходит, медиум теряет свой дар...

Е.Л.: Да, вспомни Pistols. Как только момент прошел, они вышли из этого, оказалось, что каждый из них сам по себе ничего не стоит — ни Лайдон, ни Джонс, ни Кук, никто. Сразу все стало на свои места.

РИО: А не было бы Pistols, героями стали бы Clash. Или Damned.

Е.Л.: Damned, конечно.

РИО: Может, и лучше было бы. Какие люди! (общий смех и целый ряд предположений, одно фантастичнее другого).

Е.Л.: А вот у нас настоящего панка, как получается, не было вообще.

РИО: Интересно, почему? При нашей-то извечной социальной ангажированности, пристрастии к содержательным текстам и — это уже из истории — недовольства любой властью...

Е.Л.: Мне кажется, для того, чтобы панк возник, нужно другое. Нужно было накопить определенную степень усталости от той музыки, которая была до него, как это было у них в 1975-76 гг. Ramones, Buzzcocks, Lurkers — все эти команды — они были своего рода реакцией на Pink Floyd, арт-рок, хард, релакс и все прочие дела, которые расцвели в начале 70-х. Такая музыкальная реакция. А у нас? Народ до сих пор слушает Genesis, Yes и King Crimson и считает это за авангард. Приди на любую пластиночную балку и посмотри, что там пользуется спросом: команды типа Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth (Подтверждение словам Летова можно найти на страницах предыдущего номера РИО, где приведены статистические данные о популярности пластинок западных групп. Увы, они удручающе верны! — ред. РИО). С другой стороны, команды типа GBH находят спрос у трех-пяти человек, которые их знают.

РИО: У нас до сих пор торчат на формальной технике: крутые запилы, сложные размеры, число нажатых в секунду клавиш. На этом фоне панк явно не котируется...

Е.Л.: По-моему, панк возник как движение примитивистов. По правде, неглупые люди были изначально. Принципы творчества как у Пиросмани или Вазарелли.

РИО: Что касается американцев — всей этой компании из Боуэри, которая собиралась вокруг клуба CBGB — это абсолютно верно. Патти Смит, Television, Modern Lovers — они были интеллигентные молодые люди, которые искали простоты, откровенности, минимализма выразительного. А английские панки набрели на эту идею случайно, отчасти подражая американским.

Е.Л.: В Англии, как я понимаю, все началось с того, что появились люди, которые захотели вернуться к корням, начали играть музыку 60-х — вся эта тусовка Stiff Records. Так получилось, что они повторили опыт гаражных техасских групп, начинавших за десять лет до них.

РИО: Англия середины 70-х страдала от перепродюсированного арт-рока и стадионных шоу супергрупп, которые стоили для тинэйджеров слишком дорого. У нас сейчас ситуация в чем-то схожая: концерты популярных групп не по карману подросткам — до десяти рублей! Звезды недоступны и высокомерны. Может, отсюда и масса новых групп, называющих себя панками?

Е.Л.: Команд, которые играют настоящий панк, у нас почти нет. Кроме Прибалтики, может, всего пять или семь по стране. Остальные играют не панк. В Ленинграде, например, единственная панк-группа — это «Бригадный подряд». Не знаю, что они сами в это вкладывают, но музыкально они настоящие панки.

РИО: То, что у нас раньше проходило как панк-рок, к панку отношения не имело. Другой вопрос, что это был такой аналог исторический. Понимаешь? Нельзя пересадить чужую идею на свою почву один в один, надо найти подходящее место на древе культуры, почку похожую и привить чужой росток. Возможно, Свинья в 80-м был аналогичен нью-йоркским панкам 70-х, скажем Dolls?

Е.Л.: Причем, музыкально это так же звучало. Это был не панк, не хард-кор, а смесь харда, мэйнстрима такого грязного, вплоть до цыганщины, эстрады и блатных песен. Хотя ведь западного панка тогда почти и не слышали. Вот проблема: дефицит объективной информации. Те, кто слушают музыку, кто в курсе, они и сами играют на уровне. Те же «Джунгли». Чувствуется, что они много музыки разной слушают. А человек, который ничего не слушает, он и сыграть ничего не сможет.

РИО: Есть и другая точка зрения: был у меня приятель, который утверждал, что ничего не читает, чтобы сочинять настоящую литературу. Правда, сколько я знаю, пока он так ничего и не написал...

Е.Л.: У меня тоже были такие знакомые — группа «Пик энд Клаксон». Они, ничего не слушая, решили играть авангард. Измудрялись, измудрялись и неожиданно заиграли что-то вроде Manfred Mann`s Earth Band! И только когда услышали настоящего Manfred Mann, поняли, что изобретали велосипед.

РИО: Я думаю, надо обязательно впитывать чужие идеи, переваривать их, через свое сознание, свой опыт пропускать — и тогда они отчасти уже твоими становятся.

Е.Л.: Ну, я по себе могу сказать, что процентов восемьдесят того, что я сочинил, было инспирировано тем, что я слушал. Но необязательно должна быть прямая зависимость. Слушаю я, скажем, Дилана, а потом сочиняю (под впечатлением от него) хард-кор. Могу твердо сказать: если бы я ничего не слушал, то ничего бы и не сочинил.

РИО: А вообще ты «быстрый» или «медленный» автор?

Е.Л.: Последнее время я очень мало сочиняю. После того, как я написал альбом «Все идет по плану» у меня была даже попытка бросить это дело. Для себя я понял, что круче ничего уже не сделаю. Это было на панк-фестивале в Тюмени (см.РИО 6-88 — ред.РИО). Мы с Ромычем (Роман Неумоев, «Инструкция по выживанию» — ред.РИО) осознали вдруг, что все, чем мы занимаемся, никакого отклика не имеет. Абсурд! То же самое, что играть в бисер перед стадом свиней. Хэппенинг на уровне Курехина. И мы решили больше не играть. Уехали в горы. Ездили, ездили по Уралу, а потом почувствовали, что песни из нас просто лезут. Мы приехали в Киев, Ромыч тут же написал «Непрерывный суицид» и «Час до полночи», а я — «Пуля-дура, учи меня жить», «Заплата на заплате» и пошло-поехало... Я считаю, что самое крупное, что я сочинил — песня «Русское поле экспериментов», в которой я выразил все, что имел на этом этапе...

РИО: Любишь петь свои старые песни?

Е.Л.: Знаешь, пишешь песню, поешь ее первый раз — и это самое интересное. Потом начинаешь играть ее лучше, но это уже совсем не то.

-5

РИО: Женя Морозов когда-то рассказывал мне, как записывались первые альбомы ДК. Они писали первый дубль, не зная песни! Он сам пел по бумажке текст, который видел в первый раз, музыканты ни разу не репетировали. И эти первые версии интересно слушать даже сегодня.

Е.Л.: Да. Обычно все первые варианты, самые первые дубли по-настоящему живые. Поэтому я и боюсь старые хиты петь, ничего хорошего из этого не выходит.

РИО: Ты не задавался вопросом, для чего — или, иначе — почему ты поешь?

Е.Л.: Я уже писал об этом в «Урлайте». Если же с другой стороны зайти, то все, что мы делаем, это отстранение. Как некая, громко говоря, религия. То, о чем Камю говорил в «Постороннем».

РИО: А как же насчет общинного мировоззрения?

Е.Л.: Ну да. Это единственная естественная возможность расширения своего эго, личности. А с ним сразу же начинается и отстранение от реальности. Сначала от себе подобных, потом вообще от каких-то существующих форм, а в принципе, и от самой жизни. Конечный результат его — смерть.

РИО: Но это может быть не физическая смерть, а, так сказать, личностная: растворение индивидуума в человеческой массе...

Е.Л.: Нет, это как раз полное выключение из массы. Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути это все напоминает пирамиду. Естественно, что итог — смерть на ее вершине. Хотя, с другой стороны, это и не смерть в обычном значении. Я считаю себя живущим человеком . Для меня смерть — это и есть то, что жизнью называется, такая концентрация энергии, которая уже в физической форме невозможна — и человек тело отбрасывает. Начинается существование на другом уровне. Почему то, чем мы занимаемся, таково? Потому, что такова реальность. Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить — это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто, как лампочка перегорает...

РИО: Видимо, абсолютно честный человек и есть новый Спаситель-Мессия?

Е.Л.: В принципе, да. Наверняка это должен быть человек искусства (которое сейчас настоящее), это и есть некий Спаситель... А когда он понимает, что сделал определенную работу, ему здесь ничего не остается, как умереть.

РИО: Да, так получилось с Башлачевым... Он погиб 17-го числа, а 19-го должен был выступать у нас в ДКЖ, на устном выпуске РИО. Я должен был открывать его концерт. И попытался представить, каким он будет через 5 лет, но не смог. Я понял, что ничего уже не может быть через 5 лет. И буквально на следующий день мне позвонили и сказали, что Сашка разбился. Я не удивился. Понимаешь? Такое было ощущение (я потом его сформулировал), что он сказал все, что хотел сказать, и продолжать дальше физическое существование ему было не нужно. Поэтому он решил уйти.

Е.Л.: Да, тем более, мне кажется, существует некий уровень крутизны, за которым все, что делается человеком, в формы, доступные пониманию, не облекается. А облекается в столь странную форму, которая уже не находит понимания.

РИО: Да, она уже словесно вообще не выражается. Или должен быть качественно другой уровень понимания, которого у нас, у обычных людей просто нет. У любого искусства есть предел, который не абсолютен, но для нас, для живых людей, имеющих некие чувства, он является пороговым...

Е.Л.: Он преодолим, но дальше уже идет то, что с этой реальностью не совсем связано. А, может быть, и вообще не связано. Мне кажется, самое страшное — я понял после Башлачева, и особенно Селиванова — это заживо умереть. Сам процесс творчества подразумевает что? Человек — независимо, какой он изначально был — идейный или безыдейный, доходит до предела крутизны, где в некой точке происходит момент выбора. Оставаться здесь, в этой реальности, либо идти дальше. Если человек идет дальше, то он отсюда уходит, как Ян Кертис или Джим Моррисон, скажем. И не обязательно смерть, он может просто с ума сойти, или в горы податься. Он может просто на заводе до конца жизни проработать. Со стороны это будет непонятно... Либо человек остается в реальности, выходит как на неком этаже из лифта, а лифт уходит. И он на этом этаже начинает озлобляться, ожесточаться, цинично и злобно торговать собой. Это самое опасное. Как я понимаю, большинство сейчас в роке этим занимается. Такого масштаба зла и количества таких людей как в роке, нигде нет...