Когда мы попадаем в трудную ситуацию, нам необходимо начать рассуждать, рекомендует православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Святые отцы понуждают человека к богомыслию. Это совсем другое, нежели молитва. Многие думают, что это — одно и то же. Ничего подобного. Это совершенно разные вещи. Не смешивайте, пожалуйста. О молитве мы всё же имеем хоть какое-то представление. А что такое богомыслие?
С человеком происходит какая-то скорбь. Он приходит, жалуется, негодует, хочет поддержки. А ещё начинает искать виноватых. Не так ли? А если бы он занялся богомыслием? Он не стал бы искать недругов и врагов. Он начал бы рассуждения в духе учения Евангелия и святых отцов. Я же знаю, что ничего в этом мире не происходит случайно. С христианской точки зрения ничего случайного нет. Всё обусловлено.
Все промыслительные действия Бога обусловлены чем? Состоянием моей души. Всё, что происходит со мной — это есть самое-самое полезное для меня, с точки зрения вечности, с точки зрения спасения. Самое полезное! Даже тяжёлая скорбь, которая вдруг накроет. Я знаю, что это самое полезное!
Какой ещё пример богомыслия можно привести? Ты начинаешь размышлять, почему ты попал в эту ситуацию? Что сделал не так? Кого ты злостно осудил и сам попал в эту грязную лужу? Когда ты превознёсся?
И бывает, что человек очень тяжело заболевает, и ему совершают операцию, подчас сложнейшую операцию. И он не только идёт на неё, он отдаёт всё, что имеет, только бы ему сделали эту операцию, потому что он хочет сохранить жизнь.
Бог есть подлинный врач. И великий, и искусный, и любвеобильный. Всё, что совершается со мной — это самое лучшее.
Представьте себе, если я понимаю, что меня не пытают бормашинкой, а лечат зуб — разница ведь очень существенная?
Я как-то был в городе Саров. И мне рассказали, что в былые времена под храмом в подземелье был, так называемый, зубной кабинет, и когда к заключенным приходили, чтобы отвести в зубной кабинет, некоторые сразу теряли сознание. Оказывается, это была камера пыток.
А теперь представьте себе, когда любвеобильный врач, который вас очень сильно любит, готов всё для вас сделать, и предлагает вам лечение. Да, будет больно, но другого выхода нет.
Если хотите, это — догма христианской веры. Одна из важнейших догм в нашей жизни. Я знаю, что со мной происходит самое лучшее, с точки зрения спасения.
Понятно, что такое богомыслие? Это рассуждение, которое очень важно в нашей жизни.
Богомыслие состоит из рассуждений, исходя из заповедей Божьих, святоотеческих назиданий, которые раскрывают мне состояние моей души.
К сожалению, мы совершенно не знаем состояние своей души. Вы знаете, наверняка, что для вас полезней — здоровье или болезнь, богатство или бедность, слава или бесчестие? Кто из нас это знает? Конечно же, ясно, чего мы хотим: здоровья, богатства, славы. Кто этого хочет в нас? Ветхий человек, как его называет апостол Павел.
Святые отцы здесь единогласны: «Нет добродетели без рассуждения». Где нет рассуждения, существует громадная опасность попасть совсем не туда. Молитва — это хорошо? Да, но без рассуждения она может привести к гибели. Пост хорошо? Подвиг хорошо? Во всём нужно рассуждение.
Мы должны рассуждать о добрых делах — как бы нам при этом не попасть в руки тщеславного дьявола. Мы должны рассуждать о молитве, чтобы нам не впасть в какую-нибудь прелесть. Мы должны постоянно рассуждать.
Святые отцы понуждали и утверждали, что очень полезно заниматься богомыслием. Это необходимо!
У святых отцов мы находим очень много богомыслия, то есть рассуждения в духе Евангелия. Благодаря богомыслию открыты великие законы духовной жизни, соблюдение которых даёт человеку благо, приносит ему мир души и радость.
И, напротив, несоблюдение ведёт человека к расстройствам самого разного порядка. Не только к внутренним расстройствам. Они очень часто выливаются и во внешнюю жизнь.
Мы все знаем, что есть законы материального мира. Но также есть и законы духовной жизни. Как только дело касается вопросов духовной жизни, у людей создаётся впечатление чего-то несерьёзного. Какая-то рябь на воде нашей жизни.
Однако духовные законы нужно знать также хорошо, как и физические. Более того, святоотеческое учение говорит, что законы духовной жизни первичны для человека.
Ещё статья: Профессор Алексей Осипов: «Нет случайностей в нашей жизни».
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие молитва
алексей ильич осипов молитвабогу господьбог промыслбожий