Найти тему

Как члены "Венского кружка" отделяли науку от философии

Вена в начале ХХ века была одним из тех городов, где сосредоточилась философская и научная элита Европы. В Венском университете читал свои лекции Мориц Шлик, он также вел при кафедре философии индуктивных наук семинар по проблемам позитивизма. Напомню, что позитивизм, как направление в философии, возник в первой половине XIX века благодаря Огюсту Конту. Главная мысль этого направления - истинное знание должно быть подтверждено на опыте. Это положение назвали принципом верификации.

Мориц Шлик (1882-1936)
Мориц Шлик (1882-1936)

И вот, на основе шликовского семинара в 1922 году и возник "Венский кружок" - объединение философов и ученых, заинтересованных в осмыслении проблемы истинности научного знания и в целом - в развитии идей логического позитивизма. Исходной платформой для их размышлений были идеи Э. Маха и Л. Витгенштейна. Как раз тогда вышла книга последнего - «Логико-философский трактат», названный потом библией неопозитивизма. Однако надо заметить, что сам Витгенштейн так и не приехал ни на одно заседание кружка.

Меж тем Венский кружок весьма скоро перестал был внутренним делом австрийских мыслителей, он приобрел международное признание.

Рудольф Карнап (1891-1970)
Рудольф Карнап (1891-1970)

Если рассмотреть в целом проблемы, которые интересовали участников этого объединения, то явно выделяются два основных направления:

первый касается структуры науки и научного знания, отношений эмпирического и теоретического уровней внутри его;

второй касается критериев научности и научной истины. Иными словами - как отличить научное высказывание от ненаучного? Ведь чем дальше развивается наука, тем больше возникает псевдонаучных теорий, идей и положений. Как в таких условиях отделить зерна от плевел? Другой аспект проблемы - отношения науки и философии.

То есть члены Венского кружка хотели найти верный метод, при помощи которого можно было бы четко отделить научное знание от ненаучного, в том числе философского.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Помимо М. Шлика, в Венском кружке выделялся еще один яркий мыслитель - Рудольф Карнап. Он любил науку и верил ей, а вот с философией отношения были сложные. Вообще-то неопозитивисты не имели против философии ничего такого (они ведь и сами были философами), однако на дух не выносили метафизики. Они считали, что философия превращается в метафизику, когда начинает рассуждать об окружающем мире, его строении и т.д. Не имея эмпирических инструментов, опираясь только на абстрактные знания и логику, метафизика пытается делать какие-то выводы об объективности мира.

Однако имеет ли она право на это?

Вена. Фото из открытого источника в Яндексе
Вена. Фото из открытого источника в Яндексе

Согласно членам Венского кружка, истинное знание об объективном мире можно получить только эмпирическим путем, опираясь на опыт. Именно так делает наука. И так не делает философия. То есть она - точно не наука. То есть ее высказывания об объективности мира не дают ничего нового, они только повторяют положения науки. Тогда возникает вопрос - зачем нужна философия? Неопозитивисты делали вывод, что философия нужна, потому что имеет теснейшую связь с языком, со словом. То есть предметом философского поиска должен быть язык.

Карнап рассуждал в связи с этим о научном языке и считал, что философия представляет собой логику науки, она дает логический анализ языка науки. В отличие от него Шлик считал философию средством объяснения утверждений. А наука их проверяет. Но как отличить научное высказывание от иного другого? И тут вступает в силу найденный неопозитивистами критерий научности - принцип фальсификации. О нем я писала раньше.

Читайте еще на моем канале:

Риторика и философия: что общего между ними?

Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Стоит ли посетить музей воды в Петербурге: мои впечатления

Наука
7 млн интересуются