Здравствуйте, уважаемые читатели!
В ожидании судебного заседания разговаривали с доверителем о том, о сём и он поинтересовался, что я думаю об изменениях в Закон о ЧС. Если честно, я был не в курсе каких-либо изменений, так как в настоящее время дел, связанных с данным законом в #производстве у меня нет. Стало любопытно, что так заинтересовало в данных изменениях человека далекого от темы. И он рассказал, что там жуть какие изменения по эвакуации под конвоем, пешими колоннами, отдельно - взрослые, дети, пожилые и про то, что на новом месте - в резервации, будет предоставляться жилье по 2 кв.м на человека...
Конечно, некоторые законы имеют довольно спорные моменты, но такое, это уж слишком. Я решил ознакомиться с упомянутыми доверителем изменениями и посмотреть, что есть в интернете интересного на эту тему. Как оказалось, чего тут только нет!!! Особенно "порадовал" один из авторов Дзена своей статьей, в которой утверждал, что закон за №1120845-7, который по его разумению регламентирует пешую эвакуацию и #предоставляемые два метра жилья, и конвой... вступил в силу 1 июня 2021 года.
Ну что сказать, человек даже не в курсе, что закон и законопроект - разные вещи и по номеру это уже понятно. Я не склонен комментировать законопроекты, но захотелось внести ясность в некоторые вопросы, касающиеся данной темы.
Для начала, для желающих быть в теме, ссылка на действующий закон № 68 от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от ЧС..." ( в который и будут внесены поправки )
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
Далее, упомянутый выше законопроект за №1120845-7, который наделал столько шума и по мнению некоторых, вступил в законную силу уже 1 июня 2021 года был принят только в первом чтении. И, естественно, ни как не мог вступить в законную силу. В подтверждение сказанного прилагаю скриншот рассмотрения:
А теперь, пробежимся по тексту проекта и пояснительной записке, дословный текст приведен ниже:
" Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера"
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450, 3477; № 52, ст. 6969; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408; № 18, ст. 2622; 2016, № 1, ст. 68; № 7, ст. 919; № 26, ст. 3887; 2018, № 32, ст. 5113; 2019, № 27, ст. 3524; 2020, № 26, ст. 3333) следующие изменения:
1) статью 41 дополнить пунктом 24 следующего содержания:
"24. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению #безопасности людей на водных объектах, принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно федерального
и межрегионального, регионального и межмуниципального, муниципального, локального характера.";
2) в статье 6:
а) в части первой слова "их последствиях," заменить словами
"об их последствиях, сведения, необходимые для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,";
б) в части третьей слова "администрация организаций" заменить словом "организации", дополнить словами ", а также своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций";
в) часть четвертую после слов "должностными лицами" дополнить словами "и организациями";
3) в статье 10:
а) подпункт "к" после слов "между исполнительными органами государственной власти," дополнить словами "органами местного самоуправления и организациями,";
б) дополнить подпунктом "т" следующего содержания:
"т) определяет порядок проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.";
4) в статье 11:
а) подпункт "в" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;";
б) в подпункте "б" пункта 2 слова "о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение" заменить словами "организуют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций";
5) статью 13 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют
на безвозмездной основе федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, постоянный доступ
к информационным системам, содержащим информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
6) в статье 14:
а) в подпункте "з" части первой слова "предоставлять
в установленном порядке информацию в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также" исключить;
б) часть вторую дополнить словами ", в том числе о проведении эвакуационных мероприятий";
в) в части третьей слова "руководитель работ по" заменить словом "руководитель";
7) статью 19 дополнить абзацем следующего содержания:
"эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" #разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 сентября 2019 г. № Пр-2009 об обеспечении внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих постоянный доступ МЧС России ко всем необходимым информационным массивам и ресурсам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на безвозмездной основе, ответственность должностных лиц
и организаций за непредоставление или несвоевременное предоставление исчерпывающей информации для обеспечения мероприятий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также возможность принудительной эвакуации граждан из зоны чрезвычайной ситуации по решению комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
1. Законопроектом предлагается установить обязанность для федеральных органов исполнительной власти по обеспечению постоянного доступа МЧС России к информационным системам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) на безвозмездной основе в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Также устанавливается обязанность для должностных лиц и организаций по своевременному представлению в органы управления РСЧС
в установленном порядке информации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (включающую, в том числе, сведения, необходимые для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций),
за невыполнение которой статьей 20.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрено привлечение
к административной ответственности.
2. В целях более оперативного реагирования и оказания своевременной поддержки населению предлагается наделить Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций полномочиями по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
3. С учетом сложившейся практики реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера законопроектом предусматривается введение обязанности для граждан Российской Федерации эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации с момента получения информации о проведении эвакуационных мероприятий
от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций в целях сохранения жизни и здоровья граждан, а также оперативности проведения органами государственной власти и органами местного самоуправления эвакуационных мероприятий.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), #муниципального контроля, при рассмотрении дел
об административных #правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности
за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения."
Всё. Я не увидел ничего из того, что перечислил доверитель и упоминалось в некоторых статьях в интернете.
Пожалуй, слово #"принудительная" эвакуация мне не очень нравится. Но, если я не ошибаюсь, еще несколько лет назад МЧС выступало за возможность принудительной эвакуации граждан. Действительно, многие граждане отказывались эвакуироваться, например в период наводнений, чем создовали проблемы. Хотя, их можно понять, гарантии сохранности имущества никто не дает. Но, с другой стороны, ведь можно не рассчитать собственные силы и тогда уже и имущество не будет нужно. В любом случае, моё мнение, что принуждение всегда вызывает негатив. Конечно, ЧС - это изменение привычного уклада жизни. Не знаю, что в данном случае лучше - принуждать или предупредить о возможных последствиях и оставить один на один с проблемой?
Ещё, есть методические рекомендации по эвакуации граждан. Они существуют сейчас и существовали ранее в каждом регионе. Их можно найти в #свободном доступе в интернете. Например, рекомендации МЧС России ГУ по Ленинградской области были утверждены еще 9 июня 2014 года. В таких рекомендациях, содержаться и нормы по жилью, и по воде, и по медицинской помощи..., и еще много чего. Но, необходимо внимательно читать о том, когда, где всё вышеперечисленное действует.
Еще, существует ГОСТ Р 22.3.17 -2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях, планирование #мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Вот он введен в действие 1 июня 2021 года и содержит рекомендации по указанным в названии вопросам. Он практически дублирует рекомендации по эвакуации граждан указанные ранее и принятые за долго до его появления.
Во времена СССР существовали подобные рекомендации, ещё и учения проводились. И возможность эвакуации пешком и на транспорте (любом) рассматривалась. И присутствие сотрудников милиции во время передвижения ни у кого не вызывало недоумения. Видимо, ограничения существующие в последнее время и все, что с ними связано оказали влияние на граждан.
Меня, например, больше волнует другой вопрос. Если действительно возникнет необходимость в #эвакуации населения, чего бы очень не хотелось, смогут ли провести её так, как положено? Хочется верить, что указанные документы будут не востребованы.
Желаю Вам удачи!
Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.
Больше полезной информации здесь.
Более подробно обо мне и моей деятельности здесь.