Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Освобождение Севастополя. 10 мая

Описание последних дней боев, в большинстве работ, посвященных данной теме, как правило, опускается. Скорее всего, это связано с тем, что и с немецкой, и с советской стороны многие документы отсутствуют. К сожалению, в полном объеме восполнить этот пробел можно лишь отчасти: воспоминаниями и первичными документами частей, но их сохранилось немного.

Противник занимал линию эвакуации силами четырех дивизий в следующем порядке[1]:

-вдоль левого берега Стрелецкой бухты занимали оборону полки 50-й пехотной дивизии (121-й и 123-й пп) граница с соседом справа (98-й пд) хутор Журавлева[2]. Штаб дивизии - курорт Омега. Артиллерийская поддержка: остатки 150-го артполка (3 батареи) и 117-й артполк (7 батарей), который однвременно работал и на левый фланг 98-й пд

-от хутора Журавлева до пересечения с дорогой в Камышовую бухту[3] занимала 98-я пд (289-й и 290-й пп). Артиллерийская поддержка 634-й тяжелый дивизион (2 батареи)

-вдоль Монастырского шоссе до пятиугольного редута в 2 км юго-западнее перекрестка занимала позиции 336-я пд, с приданной ей 111-й пд (полки Гроха, Айсберта и Борхерта). Ее, соседа справа (73-ю пд) и правый фланг 98-й пд поддерживала артиллерийская группировка в составе 173-го артполка (7 батарей), 336-го артполка (4 батареи) и две батареи 634-го тяжелого дивизиона.

-73-я пд занимала позиции до берега моря в районе бывшей царской 19-й батареи. Ее части располагались в следующем порядке: 186-й пп, пионерный батальон 46, боевой маршевый батальон 1020 и остатки 213-го полка. В районе бывшей 19-й батареи остатки 170-го полка, «морской батальон Клемм» и остатки пионерного батальона. В районе форта, расположенного на современном полигоне морской пехоты (бывшая недостровенная царская 18-я батарея) располагались штаб 73-й пд и группировка из четырех 8,8-см батарей 42-го полка ПВО. Тяжелая армейская артиллерия была сосредоточена на м. Лебяжий и на м. Херсонес.

Вторую, тыловую линию обороны занимали румынские части, строительный батальон 559, резервные чсти дивизий.

Немецкая оборона делилась на два сектора: левым командовал генерал Рейнхарт (командир 98-й пд), правым командовал генерал Бёме, командующий 73-й пд. Общее руководство было возложено на штаб 5-го АК, который, вроде бы как, по приказу возглавлял генерал Фридрих Мюллер, однако, ни одной его подписи под документами нет, и, судя по всему, возглавлял оборону генерал Бёме. Противник, до определенного момента, сохранял четкую организацию, эвакуируя излишки боевых частей.

Позиции противника имели большое количество укрытий личного состава, прикрыты зенитными автоматами, и насыщены автоматическим и тяжелым вооружением. В отличие от советских войск в 1942 году, противник имел почти неограниченное количество боезапаса, и в отличие от лета 1942 года, немецкие командиры находились в своих частях. Правда, генерал Альмендингер, командующий 9-й дивизией ПВО Пикерт и часть штаба 17-й армии, получив разрешение А.Гитлера, покинули свои войска, и отбыли в Румынию на торпедном катере[4]. Карл Альмендингер командовал 17-й армией всего неделю, и, явно не оправдал возлагавшихся на него надежд.

Советская 8 ВА течение 10.5.44. бомбардировала войска, плавсредства и боевую технику в бухтах Стрелецкая, Казачья, Камышовая, южнее б. Омега, западнее выс.80,0, в районе выс.44,1,аэродром на м. Херсонес и вела разведку т.е. удары наносились по «Херсонесской позиции».

Ночная авиация 140 самолетами /А-20-В, 4 Як-1, 120 У-2/ произвела 701 самолетовылет, из них по аэродрому м. Херсонес-100, по плавсредствам-115, на разведку-6, по войскам в бухтах -472, на 11 «охоту»-8. В результате бомбардировочных действий уничтожено и повреждено; 7 автомашин, 5 складов с боеприпасами, 1 склад с горючим, на м. Херсонес, 3 самолета, создало 48 очагов пожара.

В течение ночи истребителями проведено 3 воздушных боя, в которых сбито 2 ХЕ -111. Всего потерь самолетов противника -5[5].

Днем 413 самолетами/ штурмовиков-149, истребителей-181, бомбардировщиков-83/про из в едено 536 самолетовылетов, из них по войскам -250, по аэродому-18, по плавсредствам-46, на сопровождение-153, на прикрытие-4, на разведку-3.

В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено:

1 танк, 62 автомашины, 2 автоцистерны, 5 складов с боеприпасами, 6 артбатареи,

1 батарея ЗА, 5 барж, 1 катер, создано 7 очагов пожара.

2-я гв. армия выслала три отряда преследования к линии старых укреплений (по одному от 126-й, 315-й и 387-й сд), но наткнулась на жесткое сопротивление.

Войска фронта вели зачистку города, ликвидация последнего очага сопротивления противника была возложена на Приморскую армию.

По данным фронта захвачено: пленных -3151, орудии-479, минометов-121, пулеметов-1259,винтовок и автоматов-11261, автомашин-48, лошадей-75, тягачей-79, паротзов-25,эшелонов с запасными частями-14, вагонов с разным имуществом-540, винтпатрон 3530000, снарядов 420000, гранат 50000, раций-7, катеров-2, складов разных-87».

По состоянию на эту дату, в городе еще не было даже единого коменданта. 2-я гв. армия назначила комендантом Т.К.Коломийца, но, одновременно, в городе действовала командатура во главе с командиром 1-го гв. корпуса, генералом Миссаном. Части приводили себя в порядок, пополнялись боезапасом, «осваивали» трофейные склады. 2-я гв. армия получила приказ вывести свои войска из Севастополя, соотвественно, комендатура, во главе с генералом Коломийцем прекратила свои полномочия.

Потери 51-й армии с 5 по 11 мая составили 1400 человек убитыми и 6578 человек ранеными[6], однако, анализ показывает, что эти цифры были чуть выше за счет того, что в потерях не полностью учтены бойцы, мобилизованные из Крыма. Точнее, среди раненых они учтены, а, среди убитых нет.

По 2- гв. армии данные приведены не в полном объеме, но и они были достаточно высокими 1208 убитых и 5150 раненых.

По Приморской армии данные найти не удалось, но, если сравнивать состав стрелковых частей до начала операции и после, то разница составит около 3 тыс. человек, но это только данные по стрелковым частям. Наибольшие потери понесли:

-83-я бригада (518 человек из 1876 на начало операции)

-383-я дивизия (558 человек)

-242-я горнострелковая дивизия (511 человек)

-318-я дивизия (615 человек)

Несмотря на слабый состав дивизий, ликвидация последнего очага сопротивления противника была поручена Приморской армии. Внешне, все выглядело прилично: в стрелковых корпусах числится около 50 тыс. человек, а, общая численность армии составляла около 76 тыс. человек. Но, при этом, следует учитывать, что части Приморской армии изначально имели слабый состав, и средняя их численность была чуть боее 4 тыс. человек, причем стрелковые части испытывали жесткую нехватку личного состава. Так, к примеру, на 10 мая в составе стрелковых частей 255-й и 83-й бригад числится 80 (восемьдесят) и 90 (девяносто) человек, соотвественно.

Противник к этой дате имел в своем боевом составе 35 тыс. человек, при общей численности частей около 46 тыс. человек.

Наступление Приморской армии, которую поддерживал 19-й танковый корпус, началось в 16 часов, но наткнувшись на плотный огонь противника, части залегли. Лишь свежая 128-я гв. сд, переброшенная из Байдарской долины на грузовиках, сумела овладеть редутом в районе истоков Стрелецкой бухты (высота 65.3), но не получив поддержки, была вынуждена отойти[7]. 79-я танковая бригада, прорвав оборону противника, подошла на 500м к бухте Камышовая, но потеряв один Т-34 и один Мк-9, была вынуждена отойти. К концу дня в бригаде остались 5 Т-34 и 2шт. Мк-9. 6-я гвардейская танковая бригада атаковала вдоль Монастырского шоссе в районе старой царской 19-й батареи. Потеряв три Т-34 сгоревшими, бригада была вынуждена отойти.

В районе высоты 80,0 продолжала наступать 101-я танковая бригада, но и на второй день наступления бригада продвижения не имела. Потери бригады за два дня:

-сгорели 5 шт. Т-34 и 4 шт. Мк-9

-подбиты 4 шт. Т-34, и 10 шт. Мк-9

В строю оставались 5 танков, 4 шт. Т-34 и один Мк-9. 26-й мотострелковой бригаде удалось подойти вплотную к валу, но ее пехота залегла перед валом.

Сам город Севастополь был уже взят, Москва 10-го мая салютовала освободителям города, но на последнем рубеже обороны немцев шли упорные бои, гибли люди. Вопрос освобождения был уже решен, но, можно было нанести войскам противника серьезное поражение, лишив их возможности эвакуироваться. И главную роль в этом должен был сыграть Черноморский флот и авиация.

Действия на море. Ветер в западной части моря стихает. Утром штиль. Погода теплая, видимость 6-10 миль. В западной части моря туман.

Вопрос погоды в этот день является достаточно важным, т.к. по некоторым данным, на море «бушевал шторм, силой до 8 баллов». В реальности, отмечен северный ветер, переходящий в северо-восточный, силой 3-4 метра в секунду, порывы до 5 м/с, утром штиль. Штормом эти погодные условия назвать сложно.

Перед противником стояла достаточно сложная задача: эвакуировать в очень сжатые сроки достаточно много личного состава 17-й армии. В связи с этим, командование Кригсмарине дало указание:

Советский 30-й рап ЧФ в течение дня вел разведку. По данным «Хроники»: «Авиационная разведка обнаружила 28 групп пловучих средств противника с общим числом 197 судов, из них 16 транспортов, 113 быстроходных десантных барж, 25 сторожевых катеров, 4 тральщика, эскадренный миноносец и миноносец» [8].

Количество обнаруженных плавсредств представляется несколько завышенным. По данным противника:

«10.05 до полудня и в течение обеда, направить из Констанцы и Сулины 61 единицу плавсредств, с общей вместимостью 22 тыс. человек. Подход 11.05, в обед, и в ночь на 12.05» [9].

Констанцы на Севастополь шли конвой «Pioner» (3 охотника, «Dresden») и конвой «Ovidiu» (плавбаза «Romania», КТ-25, UJ-110, румынский эсминец «Regele Ferdinand»)

В 0040 (1.40) из Констанцы вышел конвой «Krauter» («Ремесленник») (2 охотника, 2 БДБ, к ним присоединились из Варны 4 катера и 5 парусно-мторных шхун, 1 БДБ).

В 12.30 (13.30) из Констанцы вышел конвой «Orient» (3 охотника, «G-3021»)

В 16.(17.00) часов вышел конвой «Buche» (2-е формирование) в составе 12 БДБ

По данным противника, в течение дня на восток двигались 17 конвоев, и 3 конвоя двигались на запад. По состоянию на 6 утра 10.05.44г. на Констанцу возвращались конвои:

-«Parsival» («Amsel», «Schif 19», 7 БДБ, 2 охотника, 6 тральщиков, один катерный тральщик-«раумбот», артиллерийская баржа «МАL-2», 3 буксира, и катер «FW-20»).

-«Artist» («Lola», «Durostor», 3 «раумбота»), конвой прибыл в констанцу в 22.30 (23.30).

-«Tanne» (8 БДБ), только отошедший от мыса Херсонес. Конвой прибыл на м. Херсонес в 5 утра, достаточно быстро загрузился и лег на обратный курс.

Конвой «Patria» показан стоящим у мыса Херсонес.

М.Морозов указывает: «Многие корабли получили в ходе обстрела серьезные повреждения. Забегая вперед отметим, что возвращение в Румынию в штормовом море для некоторых из них стало последним испытанием. В частности затонули буксир «Амсель» и охотник «Uj 2303»» [10]

Информация по буксиру «Amsel», скорее всего, является ошибочной, т.к. он числится в составе конвоя на момент входа его в Констанцу. То же самое можно сказать об охотнике[11]. Нет этих кораблей и в списках потерь по итогам операции. Вопрос требует уточнения.

По данным «Хроники...»: торпедные катера 2-й Новороссийской бригады в ночь на 10 мая выходили в район Севастополя, и, выпустив 4 торпеды и 24 РС поптопили БДБ, три сухогрузных баржи и болиндер. [12]. Противник эти данные не подтверждает[13]. Торпедные катера 1-й бригады успехов не имели

Противник отмечает, что дозор немецких торпедных катеров, вернулся утром 10.05.44 без соприкосновения с советскими кораблями, однако, в связи с отсуствием топлива и боезапаса на мысе Херсонес, катера взяли курс на Констанцу. Взамен из Констанцы вышли шесть катеров и два сторожевых катера.

Камышовая и Казачья бухты стали единственными отправными точками для немецких войск, т.к. аэродром на м. Херсонес находился под обстрелом советской артиллерии. Под обстрелом находились и выходы из Казачьей и Камышевой бухт. Единственными работающими причалами были причалы в южной и восточной части мыса Херсонес.

Именно этот день стал первым днем, когда флотская авиация начала работать более или менее результативно, хотя, количество побед в донесениях очень сильно завышено. Авиацией ЧФ были достигнуты первые реальные крупные победы, хотя и в этот день оказалось много мнимых побед. Первым и главным успехом советской авиации стал разгром конвоя «Patria», хотя, скорее всего, по этой цели отработала не только флотская авиация.

М.Морозов так описывает события дня (приношу извинения за обильное цитирование):

В начале 7-го часа погрузка была в самом разгаре. Именно в этот момент над транспортами появились наши штурмовики. Первый удар девятки «Илов» из 47-го ШАП оказался безуспешен, но последовавший почти сразу же налет восьмерки машин из 8-го ГШАП дал прекрасные результаты. «Тотила» получил попадание трех ФАБ-100, после чего загорелся и лишился хода. Одна из бомб вызвала пробоину в носовой части. Новый удар гвардейцы нанесли 13 самолетами в 08:20, когда теплоход уже тонул. Сопровождавшие штурмовики «Яки», не встретив в воздухе «мессеров», присоединились к «горбатым» и подвергли ожесточенному обстрелу из бортового оружия находившиеся поблизости различные плавсредства. Видимо, большая часть истребителей атаковала тральщик «R209», который понес тяжелейшие потери в экипаже, будучи буквально изрешечен 20-мм снарядами ШВАКов и крупнокалиберными пулями.

Спустя несколько минут в атаку вышла ударная группа 13-го гвардейского ДБАП состоявшая из шести «Бостонов»-топмачтовиков, поддержанных четырьмя штурмовиками A-20G-30. Все это предрешило судьбу судна — спустя полчаса оно скрылось под водой. Ввиду близости берега и наличия большого числа мелких кораблей, потери при гибели «Тотилы» не могли быть слишком большими и вряд ли превысили пару-тройку сотен человек. Судя по всему, кое-что перепало и на долю теплохода «Тея», который, видимо, получил некоторые повреждения входе этих ударов, поскольку поспешно прервал погрузку и взял курс на юго-запад. К остаткам конвоя присоединились также паромы Зибеля и штурмботы 770-го полка. По данным сухопутчиков, подтвержденных показаниями командира саперно-десантной части, оба судна приняли не более 3000 человек, что составило примерно треть их расчетных возможностей и вызвало большое возмущение со стороны командования 17-й армии.

Оказавшись с рассветом на минимальной дальности от берегов Крыма немецкие конвои (кроме «Патрия» в море с рассветом вышел уже известный нам «Танне») представляли собой крайне удобную мишень для наших летчиков. Командующий ВВС ЧФ приказал наносить удары по всем обнаруженным целям с максимальным напряжением делая за сутки до четырех вылетов на экипаж, что и было выполнено.

Еще не успела «Тотила» скрыться под водой, как появилась пятерка Пе-2 40-го БАП, но сброшенные пикировщиками бомбы легли мимо. «Тея» увеличила ход до максимальных 11 узлов и начала отрываться от паромов. В момент разделения конвой был атакован группой Ил-4 из состава 5-го ГМТАП, три из которых несли высотные торпеды. По замыслу «высотники» должны были сковать маневр судна и обеспечить выход в атаку низких торпедоносцев, но этот замысел не удался. Не сумев найти теплоход группа «низковысотников» отработала по паромам Зибеля, в то время как «высотники» все же отыскали «Тею». Но чуда не произошло и все «парашютные» торпеды прошли мимо цели.

Зная, что как минимум один транспорт все еще продолжает уходить от берегов Крыма, штаб ВВС решил продолжать удары. Спустя 30 минут после атаки торпедоносцев, в 09:55 нового попадания в «Тею» добились шесть штурмовиков 8-го ГШАП. Последовавшие в течение часа (с 11:03 до 12:05) налеты трех пятерок Пе-2 из состава 29-го и 40-го авиаполков оказались совершенно неэффективными.

Судно уходило все дальше и надежды на его перехват начинали падать, даже несмотря на то, что теплоход уже получил попадания шести бомб, его рулевое управление вышло из строя, а скорость не превышала 5 узлов!

Решающий удар был нанесен в 13:15 шестеркой «Бостонов» 13-го ГДБАП, атаковавших топмачтовым методом. Попадания еще двух ФАБ-100 пришедшиеся в область ватерлинии не оставили немцам ни единого шанса на спасение. «Тея» начала медленно погружаться. Пока она тонула, ее успели пробомбить еще пять Пе-2 и такое же число Ил-4. Около 15:30 теплоход затонул. Поскольку в момент гибели рядом с ним, по немецким данным, находились лишь тральщики «R 35» и «R 164» (с наших самолетов каждый раз обнаруживались одна БДБ и тральщик), спасти удалось всего около 400 человек. Подводя итог потерь противника их можно оценить примерно в 1500-2000 человек, не более, несмотря на явное стремление германского морского командования завысить эту квоту до 7000-8000. Таким странным способом местное командование Кригсмарине пыталось опровергнуть обвинения в потере управления морскими перевозками и собственные ошибки. Для нас же разгром конвоя «Патрия» оказался на редкость бескровным. Лишь в первом налете повреждения от зенитного огня получили четыре Ил-2.

Конвой «Патрия» был не единственной целью, которой с утра 10 мая пришлось заниматься нашим пилотам. Несколько налетов пришлось на долю отставших паромов Зибеля. В 12:45 на них обрушились 14 Ил-2 из состава 8-го ГШАП, в 14:45 пять Ил-4 с бомбами, в 14:55 столько же Пе-2 из 40-го БАП, а в 18:21 завершающий удар нанесла шестерка «Бостонов» из 13-го гвардейского ДБАП. Немало неприятных мгновений пережил и конвой «Танне», состоявший из 15 БДБ и двигавшихся двумя группами. В 13:43 и 14:52 баржи атаковали две группы общей численностью в 15 Ил-2 из состава 47-го ШАП (один сбит зенитным огнем — единственная потеря ВВС ЧФ за день), в 15:55 появились еще шесть Ил-2, но на этот раз из состава 8-го гвардейского авиаполка, затем в 16:03 по кораблям нанесли удар с пикирования пять Пе-2, завершающие же удары вновь нанесли штурмовики: в 17:53 10 Ил-2 из 8-го ГШАП, а в 18:23 15 Ил-2 из 47-го ШАП.

Не вызывает сомнения тот факт, что оба конвоя понесли определенные потери, но их точный объем неизвестен. Даже в последнем издании справочника Э.Гренера судьба подавляющего большинства черноморских паромов Зибеля окутана мраком, нет ясности и со всеми БДБ. Так, например, не известна судьба БДБ «F 335», которая, согласно приложению к книге А.Хильгрубера, входила в состав конвоя «Танне». В то же время в этом материале признается, что известны не все названия барж, входивших в конвой. О потере как минимум одной БДБ говорит тот факт, что вечером этих же суток минзаг «Романия» спас в море несколько человек с потопленной днем баржи» [14].

Фрагмент содержит ряд неточностей, связанных с тем, что однозначная информация по этим событиям отсуствует. Очень сильно отличаются данные по загрузке и по маршрутам движения этих транспортов, даются самые разные координаты их потопления. Несмотря на наличие «достоверной информации» по этому конвою, его действия и до настоящего времени непонятны, и прояснить их можно только после уточнения координат фактического расположения остовов этих кораблей. На данный момент следует признать тот факт, что единственная достоверная информация по этому конвою, это факт потопления обоих транспортов.

В связи с этим, попробуем разобрать заново события, связанные с судьбой конвоя, используя первичные документы. Суммарно, за день противник отмечает 16 авиаударов по конвоям, семь из которых с 5.22 (6.22) до 13.35 (14.35) пришлись по конвою «Patria». В этой истории есть две основных немецких версии событий: «армейская» и «флотская», которые можно попытаться частично уточнить с помощью советских документов.

Итог разбирательства с немецкой стороны оказался традиционным для подобной ситуации: виноватыми сделали капитанов, которые, якобы не выполнили приказ.

Если подходить объективно, то, конвой подставили. Умышленно или нет, сказать сложно. Транспорта имели приказ грузиться в бухте Камышовая у лихтера, который выполнял роль плавпричала. Конвой «Patria» прибыл в 2 (3) часа ночи. Далее, противник указывает: «Корабли могли подойти к обозначенному в приказе месту погрузки...» [15]. Это не совсем так.

Если поднять документы пехотных частей, то станет ясно, что выполнение этого приказа было невозможно, т.к. советская артиллерия вела беглый огонь по причалам и вела достаточно интенсивный обстрел входов в бухту. Кроме того, по району погрузки наносила удар советская ночная авиация. Прикрывать его с воздуха было некому, немецкая авиация с аэродрома убыла.

Конвой мог бы грузиться в бухте, под прикрытием немецкой зенитной артиллерии, но, из-за обстрела советской армейской артиллерии, транспорта были вынуждены отойти от берега, и встать на рейд.

Немецкие источники указывают, что, якобы, несмотря на угрозы командующего 17-й армии отдать капитанов под трибунал, и угрозы расстрела, корабли к причалам не подошли. Как указывает морское командование: «скорее всего, радиограммы получены не были».

Сложность заключается в том, что в указанное время, и «Морской штаб Крым» и командование 17-й армии, уже стремительно неслось к спасительному румынскому берегу на борту торпедного катера, радиостанцию которого могли просто не слышать (или не воспринять) радиостанции конвоя. Фактически, в рассматриваемый период эвакуацией никто не руководил, т.к «плавучий штаб эвакуации» еще не прибыл из Констанцы, а, командование 17-й армии и морское командование уже покинули крымские берега. Если уж искать виновных, то уж точно не среди рядовых исполнителей. Но это не наша задача, пусть с этим разбираются немецкие и румынские историки.

Корабли вышли из-под обстрела, но оказались уязвимы для советской авиации. Кроме того, отход кораблей создал еще две проблемы. Части 98-й и 50-й пд, которые должны были грузиться на конвой «Patria», плавредств не обнаружили, что поставило под угрозу эвакуаци 9 тыс. человек. На корабли грузили солдат с других причалов с помощью пионерно-десантных ботов (самоходных понтонов), что, естественно, затягивало погрузку.

Чем дальше стояли корабли от берега, тем дольше было время погрузки. Авторы работы «Освобождение Севастополя» указывают: «... отсутствие четкой связи по радио и сигналами не давало возможности их приказы выполнять, (например, пароходы "Тея" и "Тотила", несмотря на приказы морского командования, в ночь с 9 на 10 мая не зашли в бухты Камышовая и Казачья, стали на якорь юго-западнее маяка Херсонес, далеко от берега, загрузились всего на треть и ушли в Констанцу» [16].

В «Окончательном докладе об эвакуации из крепости Севастополь» адмирала Бринкмана указывается следующая последовательность событий:

«... "Тея" и "Тотила" прибыли к Херсонесу только к 2.00. Посадка была затруднена. Ввиду артобстрела суда были вынуждены отойти на рейд и грузиться там. "Тотила" с 3 000 военнослужащих на борту подверглась удару вражеской авиации в 8.00 у берега мыса Херсонес и затонула. "Тея", с 4 700 военнослужащими на борту, подверглась атаке авиации противника и пошла в направлении Румынии, но в 15.00 вновь подверглась сильному бомбовому удару и в 15.00 затонула. С обоих затонувших судов удалось спасти немногих» [17].

Насколько далеко корабли находились от берега при погрузке? Известный севастопольский исследователь В.Вакар сообщил об обнаружении обломков корабля, который мог бы являться транспортом «Totilla» в 5 км от берега. Данные В.Вакара были оспорены некоторыми авторами, однако, оспаривание было не аргументированным. Подтвердить или опровергнуть его правоту могут только подводные исследования, которые затруднены глубиной обнаружения объекта (93 метра).

Возможно, некоторые уточнения можно внести, используя донесения авиации ЧФ и 8-й ВА. Судя по имеемым данным, первый удар наносили не флотские самолеты, а ночная авиация 8-й ВА. По данным противника, первая атака на конвой произошла в 5.22 (6.22). В это время флотская авиация еще только взлетала с аэродрома.

По данным «армейцев», восемь самолетов «А-20», под прикрытием истребителей, в 6.20 атаковали плавредства (два больших транспорта и корабли сопровождения) в 5 км от мыса Херсонес, достигнув попадания трех ФАБ-100 в два больших транспорта и повредив две баржи. На одном из транспортов возник очаг пожара. К сожалению, координаты цели не приводятся.

Второй и третьей, видимо была атака флотской штурмовой авиации. По данным «Хроники...»: «С 6 ч. 15 м. до 7 ч. 14 м. восемь самолетов Ил-2 (8 гв. шап) и девять Ил-2 (47 шап) в сопровождении 17 Як-9 (6 гв. ап) двумя последовательными ударами в ш = 44°35', д=33°15', а также в ш = 44°23', д=33°10' атаковали конвой противника (два транспорта по 4 000 т., 13 самоходных понтонов, быстроходная десантная баржа и сторожевой катер). По докладу экипажей, были потоплены два транспорта по 4000 г, три самоходных понтона и сторожевой катер, повреждена быстроходная десантная баржа. Уничтожено до 300 солдат и офицеров. Четыре Ил-2 в результате повреждений были выведены из строя на сутки» [18].

Данные подтверждаются донесением 11-й авиадивизии ЧФ, в котором приводятся более подробные данные. Судя по составу, это был, как раз, конвой «Patria»,и, судя по наличию пионерно-десантных ботов (самоходных понтонов), шла погрузка. Координаты даны очень грубо (без секунд), но район понятен. Координаты мыса Херсонес по Пулково 42 44°35', д=33°22', соотвествено, конвой находился в 7-8 милях западнее м. Херсонес. Вторая точка, спустя час отмечена в 16-17 милях юго-западнее м. Херсонес. Теоретически, это возможно в том случае, если конвой уходил от м. Херсонес полным ходом на юго-запад.

Дальше, соотнести удары советской авиации и действия немецких конвоев достаточно сложно, из-за того, что члены экипажей по-разному идентифицировали цели, и не всегда точно указывали координаты.

«С 7 ч. 35 м. до 10 ч. 40 м. семь торпедоносцев Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении восьми истребителей (11 гв. ап и 7 ап) вылетели для уничтожения конвоев противника.

Три Ил-4 в 8 ч. 52 м. в ш = 44°26’, д=32°42’ потопили сухогрузную баржу в 800 г; три Ил-4 в 9 ч. 24 м. вш=44°25', д = 32°50' сбросили три торпеды по конвою, но попаданий не достигли; один Ил-4 задания не выполнил» [19]. Координаты цели даны намного западнее обнаруженного штурмовиками конвоя, и увязать их с каким либо конвоем сложно.

Далее, по донесениям, в конвое наблюдается только один транспорт. Возможно, конвой бросил поврежденный транспорт «Totilla»:

«В 8 ч. 20 м. 13 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении пяти Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°25', д = 33°11' атаковали конвой противника (Транспорт в 2 000 т, четыре быстроходные десантные баржи, два самоходных понтона, два катера); потоплены транспорт в 2 000 т и самоходный понтон, повреждены быстроходная десантная баржа и самоходный понтон».

Спустя час координаты приводятся почти те же самые (смещение 2,5 мили), похоже, что конвой остановился. По данным противника в 7.10 (8.10) «Teja» потеряла возможность управляться и загорелась[20]. Возможно, это была четвертая атака на конвой «Patria», но, указан один транспорт, хотя, по немецким данным, оба транспорта еще находились на плаву. Далее в донесениях отмечены следующие события:

«В 8 ч. 22 м. 14 самолетов (13 гв. бап) нанесли удар по неприятельскому конвою в ш=44°27/, д=32°54'. По докладу экипажей, был потоплен транспорт в 3 000 т.

В 8 ч. 50 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении 10 истребителей (43 ап) в ш = 44°15', д = 32°40' с пикирования атаковали конвой противника (транспорт в 3 000 г, две быстроходные десантные баржи, три сторожевых корабля). Разрывы бомб наблюдались в 5—15 м от транспорта» [21].

Координаты цели «пляшут» на несколько миль, но, район приблизительно, один и тот же. По немецким данным, транспорт

В 9 ч. 55 м. шесть самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении семи Як-9 (6 гв. ап) в ш =44°18' д = 32°54 с пикирования атаковали вражеский конвой (транспорт в 3 500 г, транспорт в 500 г, два сторожевых катера). По докладу экипажей, поврежден транспорт в 3 500 т; уничтожено до 300 солдат, сбит самолет Ю-52. Опять район похож, но транспорт один.

В 11 ч. 03 м. пять самолетов Пе-2 (40 ап) в сопровождении восьми истребителей (43 ап) в ш = 44°08', д = 32°54' с пикирования бомбардировали неприятельский конвой (транспорт в 3 000 г, три быстроходные десантные баржи, два сторожевых катера). Экипажи наблюдали разрывы бомб в 20—30 м от транспорта. Судя по координатам, конвой, имея в своем составе всего один транспорт «Teja», полным ходом направился к югу.

Судьба второго транспорта не совсем понятна. По данным немецкого журнала боевых действий, «Totila» в 9.55 (10.55) в результате налета потеряла руль, и в 10.30 (11.30) затонула[22]. Как указывают немецкие документы: «Загрузка судна неизвестна» [23].

В 12 ч. 00 м. пять самолетов Пе-2 (29 ап) в сопровождении шести самолетов-истребителей (43 ап) в ш = 44°12', д = 32°32' с пикирования атаковали горевший транспорт; экипажи наблюдали взрыв бомб в 15—20 м от транспорта[24], но, судя по координатам, это была не «Totila». По немецким данным, в это же время был атакован конвой «Artist», который указывает, что его атаковали 5 бомбардировщиков. Повреждений не было[25].

С 13 ч. 15 м. до 13 ч. 18 м. девять бомбардировщиков (13 гв. ап) в сопровождении четырех истребителей (11 гв. ап) в ш = 43°43', д = 32°45' атаковали вражеский конвой (транспорт в 1500т., быстроходную десантную баржу, два сторожевых катера). По докладу экипажей, в результате прямых попаданий был потоплен транспорт в 1 500 т и поврежден сторожевой катер[26]. Состав конвоя почти тот же (с учетом ошибок в определении тоннажа), но конвой еще сместился на юго-запад.

По немецким данным, только в 11.25 (12.25) транспорт «Teja» под охраной 3 раумботов начал двигался в Констанцу[27], но эти данные вызывают большое сомнение. Координаты конвоя, по данным авиации ЧФ все время смещаются на юго-запад.

В 12.32 (13.32) во время нового налета в результате попадания в машинное отделение, транспорт начал тонуть. Около 15 часов (16.00), транспорт, который имел на борту 4700 человек, затонул. Спасены «раумботами» 400 человек, торпедными катерами 130 человек.

Противник указывает, что транспорт затонул в 55 милях юго-западнее мыса Херсонес. Таким образом, тезис немецкого морского командования о том, что до 11.25 транспорта находились в районах погрузки, является несостоятельным. Начав движение в 11.25, конвой, даже следуя максимальным 10 узловым ходом (что сомнительно, учитывая повреждения транспорта) не мог оказаться в 55 милях от мыса Херсонес. После первых же атак авиации конвой начал отход на юго-запад, возможно, оставив на месте недозагруженный транспорт «Totila», который был потоплен советской авиацией.

По загрузке транспортов так же идут разночтения. Первичные «армейские» немецкие документы указывают по загрузке транспорта «Totila» «точные данные»: «загружена менее, чем на треть». Документы «Кригсмарине указывают: «Загрузка неизвестна» [28]. По сути, оба источника не имеют точных данных по судну, т.к. конвой, действительно, имел проблемы со связью. И для Вермахта и для Кригсмарине транспорт был «чужим». Транспорт был мобилизованным, гражданским, причем, большая часть команды, судя по спискам, была не немецкой, возможна ошибка из-за языкового порога.

По транспорту «Teja» указаны 4700 человек, однако, для транспорта с таким водоизмещением, это не 1/3 часть, это далеко запредельная нагрузка. Теоретически, учитывая грузовместимость судна, она возможна, но, практически, людей невозможно разместить штабелями. Даже если эвакуируемые размещались стоя, один к одному, заполняя трюма и твиндеки, то разместить такое количество людей на транспорте, длиной около 100 метров, практически невозможно. Возможно, командование Кригсмарине завысило число погибших на транспорте, расчитывая, что после такой катастрофы эвакуацию отменят. Но, это лишь предположение.

Атаки советской авиации на конвои продолжались. По данным «Хроники...»

С 13 ч. 43 м. до 14 ч. 52 м. 15 самолетов Ил-2 (47 шап) в сопровождении 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш=44°10’, д = 33°10’ и в ш = 44°05’ д =32°54' двумя последовательными ударами по конвою потопили быстроходную десантную баржу, повредили быстроходную десантную баржу и уничтожили до 200 солдат[29]. Истребители сопровождения потопили самоходный понтон, подбитый во время предыдущих налетов. Скорее всего, учтывая координаты, это были плавсредства, передававшие эвакуируемых на конвой «Patria».

Далее, этот источник отмечает:

С 14 ч. 10 м. до 18 ч. 12 м. два самолета Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении трех самолетов (11 гв. ап) летали для уничтожения транспорта в ш = 44°05’д=32°54', но не обнаружили его. В 16 ч. 55 м. с дистанции 600 м наши самолеты сбросили две торпеды по транспорту в 600 г, четырем быстроходным десантным баржам и пяти сторожевым катерам, стоявшим у причала в районе 35-й батареи. Из-за сильного противодействия противника результат торпедирования не был установлен.

В 14 ч. 29 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов (43 ап) в ш = 44°05', д = 32°16' безуспешно бомбардировали вражеский конвой.

В 14 ч. 45 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении шести истребителей (11 гв. ап и 7 ап) в ш = 44°25', д = 32°50' атаковали и, по докладу экипажей, потопили быстроходную десантную баржу противника[30].

В 14 ч. 55 м. пять Пе-2 в сопровождении шести самолетов-истребителей (43 ап) в ш = 44°25', д = 32°07' безуспешно бомбардировали конвой противника.

В 15 ч. 25 м. пять Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении четырех самолетов- истребителей (7 ап) в ш = 43°35', д = 32°35' бомбардировали враже­ский конвой (транспорт в 3 000 г, быстроходная десантная баржа, три сторожевых катера), потопили быстроходную десантную баржу и повре­дили транспорт в 3 000 г.

В 15 ч. 55 м. шесть Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести ЛаГГ-3 (9 ап) в ш = 44°07', д = 32°40' атаковали вражеский конвой (две быстроходные десантные баржи, два сторожевых катера), потопили быстроходную десантную баржу и повредили сторожевой катер. В воздуш­ном бою наши летчики сбили неприятельский самолет Ме-110.

В 16 ч. 03 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов- истребителей в ш = 44°10', д = 32°40' бомбардировали конвой против­ника (10 быстроходных десантных барж, 13 сторожевых катеров). По докладу экипажей, потоплена одна и повреждены две быстроходные де-. сантные баржи.

С 17 ч. 20 м. до 18 ч. 45 м. четыре Пе-2 (29 ап) в сопровождений шести самолетов (43 ап) летали в район 30 миль западнее маяка Херсо- несского для удара по вражескому конвою, но не обнаружили его.

В 17 ч. 53 м. 10 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении. 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°07', д = 32°22' атаковали вражеские быстроходные десантные баржи. По докладу экипажей, повреждены две баржи и уничтожено до 150 солдат и офицеров.

Конвой «Prophet» («Helga», «Danubius», «Tissa», «Stihi», тральщик, 4 БДБ, 1 охотник) отмечает два удара девятью советскими самолетами. Налеты отмечены в 17.00 (18.00) и 17.38 (18.38) [31].

В 18 ч. 21 м. шесть самолетов (13 гв. ап) в сопровождении четырех самолетов (11 гв. ап) в ш = 44°24, д = 32°20' .атаковали восемь бытроходных десантных барж. По докладу экипажей, потоплена быстроходная десантная баржа.

В 18 ч. 23 м. 15 Ил-2 (47 шап) в сопровождении восьми Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°00', д = 32°34' атаковали конвой противника. По докладу экипажей, потоплена быстроходная десантная баржа и поврежден самоходный понтон.

В 18 ч. 40 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов- истребителей (43 ап) в ш = 44°02', д щ 31°12' атаковали неприятельский конвой потопив транспорт 3 тыс. т.

В 17.51 (18.51) противником отмечен налет 7 самолетов на конвой «Reicher» (4 БДБ, «Theben»). Повреждений не было.

В 19.30 три Ил-2, вроде бы как, потопили БДБ и повредили транспорт.

На бумаге, побед много, по факту потоплены: транспорта «Totilla», «Teja», конвойные катера G-3111 («Lus») и «Sturmvogel»

В документах противника не указано потопление ряда плавсредств. Это связано с их подчиненностью (они не относились к Кригсмарине). По данным справочника потоплены:

— буксир Банат; р-н Севастополя,

— болгарские саперно-дес. катера PiLb-319 и PiLb-402 (оба по 50 т); р-н Севастополя,

— тяж. штурмботы №1007, №1011, №1013, №1075 (все по 12,5 т), р-н Севастополя.

В течение дня в Констанцу прибыли с мыса Херсонес:

-в 2.25 (3.25) канонерские лодки «Ghikulesku» и «Dumitresku» с 70 ранеными (т.е. почти налегке)

-12.30 (13.30) два торпедных катера-«шнелльбота», имея на борту 102 человека, включая «морское командование Крым», и часть штаба 17-й армии, включая генерала Альмендингера и его начштаба (Немецкое командование тоже не стало рисковать, оставаясь с войсками до последнего) Командование было передано штабу 49-го корпуса.

-22.30 (23.30) прибыл конвой «Artist», доставив, в общей сложности 3,5 тыс. человек.

По оценке командования противника на этот момент на мысу Херсонес оставались еще 35 тыс. человек, и 50 стволов тяжелой артиллерии.

[1] ЦАМО, Фонд 500, Опись 12474, Дело 634,карта 0004

[2] редут линии Камьеж, ранее располагавшийся под створным знакомнад истоками Стрелецкой бухты. Снесен в 2010 году под строительство так и не построенного торгово-развлекательного центра «Квадрат»,

[3] современное Феолентовское кольцо

[4]NARA T-1022 R-2563

[5] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,

[6] ЦАМО, Фонд 406, Опись 9837, Дело 815

[7] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,

[8] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[9]NARA T-1022 R-2563

[10] М.Морозов «Топи их всех!» «Милитари Крым»

[11]NARA T-1022 R-2563

[12] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[13]NARA T-1022 R-2563

[14] М.Морозов «Топи их всех!» «Милитари Крым»

[15]NARA T-1022 R-2563

[16] Литвин Г. А, Смирнов Е. И.. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. — май 1944 г.). Документы свидетельствуют. — Москва: Кречет, 1994.

[17]NARA T-1022 R-2563

[18] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[19] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[20]NARA T-1022 R-2563

[21] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[22]NARA T-1022 R-2563

[23]NARA T-1022 R-2563

[24] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[25]NARA T-1022 R-2563

[26] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[27]NARA T-1022 R-2563

[28]NARA T-1022 R-2563

[29] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[30] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[31]NARA T-1022 R-2563