Нередко встречаю мнение, что подвесы - это только для экстремальных спортивных дисциплин. Видимо, при слове "подвес" наиболее частая ассоциация - это даунхильные велосипеды, хотя сейчас этот вид велосипеда используется во многих дисциплинах. Даже есть двухподвесные гравийники! Но обо всём по порядку.
Дисциплин, где используются в настоящее время двухподвесы, огромное множество: это и даунхилл, и фрирайд, и эндуро, и трейл, и слоупстайл, и дёрт со стритом, и, наверное, самое часто встречающееся - кросс-кантри. Это далеко не все виды стилей катания, есть, например, апхилл - заезды вверх по горе, где подвесы, как ни странно, тоже участвуют :)
Часть этих дисциплин действительно подразумевает экстремальное катание - взять те же спуски с каменистых гор с бешеной скоростью, когда велосипед переживает просто бешеные нагрузки. Часть касается трюков и разной степени сложности прыжков. Но вот кросс-кантри, например, экстремальностью не отличается.
Кросс кантри - это езда по пересеченной местности на большие расстояния, которые включают в себя как спуски, так и подъемы. Кросс-кантрийные подвесы - это велосипеды с небольшим ходом подвески (100-120 мм), которая не предназначена для высоких дропов и постоянных прыжков, но хорошо должна справляться как с подъемами, так и спусками. За счет подвески оба колеса прижимаются к земле на технически сложных участках, в связи с чем повышается управляемость велосипеда. Кроме того, подвеска гасит неровности, чем экономит силы велосипедиста при езде, и дает возможность преодолевать препятствия на более высокой скорости. Но это всё сухие слова, вы их найдете очень много в интернете, если поищете. Поэтому я хочу про другое:)
Есть много факторов, которые влияют на легкость езды и помимо подвески: это вес велосипеда, тип покрышек, например. Мой подвес - кросс-кантрийный, 2015 модельного года, когда были другие стандарты и требования к велосипедом. У него, кстати, система задней подвески - собственная разработка GT, которая призвана минимизировать потери энергии при педалировании - и знаете, это работает. Подвеска у меня редко прожимается при педалировании и практически не гасит его. Такую систему подвески, правда, больше уже не делают - и оба наших подвеса куплены как раз из-за этих рам и из-за этой системы подвески.
Ездить в городе на подвесе местами тяжелее, чем на гравийнике. У него и покрышки тяжеленные (2,2 кг + 800 грамм камеры), и аэродинамика похуже, поэтому средняя крейсерская скорость падает где-то на 4-5 км/час, но я не из тех, кто гонится за цифрами - я их тех, кто гонится за удовольствием от поездки. И подвес такое удовольствие мне приносит, правда, для этого мне нужно выехать из города в лес :)
..или на любую другую пересеченную местность. Вот где у подвеса скорость возрастает по сравнению с другими велосипедами - на 5-10 км/час, как раз за счет того, что все неровности гасятся подвеской и не приходится их отрабатывать, они не отбивают тебе руки/спину/ноги. Пока едешь по ним на гравийнике в атакующей позиции - мышцы устают капец как, а на подвесе нет, ты промчался и не заметил.
На подвесе я с легкостью ныряю с тропинки в места, где дорог нет. Разгоняюсь перед песком и проношусь сквозь него, не теряя скорости (гравийник будто в стену врезается в этот момент). Выбираю самую каменистую дорожку, чтобы испытать себя - смогу ли я проехать? И подвес всегда охотно соглашается на любые эксперименты.
Есть у нас разбитая дорога к дачным участкам. На машине я там еду со скоростью 9-10 км/час, на гравийнике 15-16 км/час, а на подвесе в районе 25 км/час. Иногда шучу, что единственный случай, когда ямы могут принести удовольствие - это езда на подвесе.
Ну и лесные тропинки это, конечно, самое любимое, все эти корни, камни, трава, бесконечный памп-трек, где ты то слетаешь с горы, то влетаешь в нее, то несёшься по узкой тропинке, и почти никогда не встречаешь людей (это моё самое любимое!). И мой велосипед, с его углом наклона вилки, с его задними перьями, с ходом подвески, с другой геометрией рамы - он как раз вот про это, про кросс-кантри, прыжки ему противопоказаны, но..
Но всегда найдется человек, который скажет мне, что я не использую его по назначению. Великие знатоки предназначений, видимо :)