Найти в Дзене
Книги и Финляндия

Кто не работает, тот ест, утверждает финский идейный безработный Осси Нюман

Все мы помним выражение “кто не работает, тот не ест”, эта концепция существования человеческого индивидуума в социуме была впервые отражена в священном писании, а позже даже нашла свое отражение в 12 статье Конституции СССР. Мысль в общем-то правильная, если не хочешь работать и приносить пользу обществу, то понятное дело, свой хлеб будешь есть зря, если, конечно, он у тебя будет. Людей, не желавших трудиться на благо общества, в СССР именовали тунеядцами и преследовали. Многие из нас помнят как на всем известную формулу благополучного общежития замахнулся герой Гайдаевской комедии, заявив “Кто не работает, тот ест”. Это заявление нашло подтверждение в стране победившего социального равенства – Финляндии, где размер социального пособия по безработице превышает зарплату врача в заштатной российской больнице. Поэтому вопреки общепринятым социальным нормам некоторые неработающие в Финляндии имеют не только хлеб, но и масло. Несколько десятилетий спустя эту идею развил в своем романе “Н
Кадр из фильма Гайдая "Напарник"
Кадр из фильма Гайдая "Напарник"

Все мы помним выражение “кто не работает, тот не ест”, эта концепция существования человеческого индивидуума в социуме была впервые отражена в священном писании, а позже даже нашла свое отражение в 12 статье Конституции СССР. Мысль в общем-то правильная, если не хочешь работать и приносить пользу обществу, то понятное дело, свой хлеб будешь есть зря, если, конечно, он у тебя будет.

Людей, не желавших трудиться на благо общества, в СССР именовали тунеядцами и преследовали. Многие из нас помнят как на всем известную формулу благополучного общежития замахнулся герой Гайдаевской комедии, заявив “Кто не работает, тот ест”.

Это заявление нашло подтверждение в стране победившего социального равенства – Финляндии, где размер социального пособия по безработице превышает зарплату врача в заштатной российской больнице. Поэтому вопреки общепринятым социальным нормам некоторые неработающие в Финляндии имеют не только хлеб, но и масло.

Несколько десятилетий спустя эту идею развил в своем романе “Наглость” (Röyhkeys) профессиональный финский безработный Осси Нюман (Ossi Nyman). В романе Осси от лица главного героя рассказывает о разных способах получения финансовой помощи от государства. Разумеется, каждый из способов никогда не работавший автор романа проверил на собственном опыте.

Обложка книги Осси Нюмана "Наглость"
Обложка книги Осси Нюмана "Наглость"

Издав роман, Осси проснулся знаменитым, газета Хельсинки Саномат взяла у него интервью, книга стала бестселлером и была сметена с полок книжных магазинов читателями, а социальные сети взорвались негодованием, расколов финское общество на два лагеря. Жизненная позиция автора, основанная на нежелании следовать общепринятым социальным нормам, вызвала осуждение в финском обществе, которое отрицательно относится к людям, живущим за счет налогоплательщиков.

Чем же так привлекла книга внимание общественности? Тем, что автор честно осмелился заявить, что каждый имеет наглость жить в обществе так, как считает нужным. Не нравится тебе работа или вообще сама идея работы– не работай, с голода не умрешь! Идейный безработный Осси Нюман, ни разу не работавший в течение многих лет, живет на социальное пособие и откровенно рассказывает в книге, каково это быть безработным. Роман разделен на три части, географически действие происходит в Турку, Тампере и спустя несколько лет в Хельсинки. Тематически разные части объединяет один взгляд, и роман только на первый взгляд рассказывает о безработице, но на самом деле тема человечности встает перед читателями в полный рост.

После выхода в свет книги “Наглость” автору стали приходить письма от людей, которые признавались в том, что также годами живут на пособие, довольствуясь малым, скрывая от знакомых свой образ жизни, стыдясь его. Если вы живете в Финляндии и у вас есть работа, то обязательно где-то рядом с вами живет человек, который работы не имеет по ряду причин, и часть ваших ежемесячных налоговых отчислений идет на содержание этого или другого безработного человека. В Финляндии налоги одни из самых высоких в мире, поэтому часть общества осуждает хронически безработных, чиновники борются с безработицей, а безработные порой безуспешно пытаются найти свое место на рынке труда. На первый взгляд, все заняты делом, но финское общество давно озабочено мыслью, что забота государства, решающего базовые потребности человека лишает его тем самым воли к борьбе за место под солнцем, делает человека пассивным, не дает ему шанса стать нужным обществу.

Однако, многие сейчас скажут, эх, нам бы их заботы и будут совершенно правы!

Или не скажут?