Познание себя и любовь
Человек должен быть познан и исправлен Богом для того, чтобы Бог с его помощью, в одном случае, как с бессознательным инструментом, а в другом случае как с сознательным сотрудником мог делать то, чтó необходимо делать для Общего и Вечного Блага.
Знáком того, что человек познан Богом, исправлен и отлажен как инструмент и воспитан как сотрудник, является восстановленная первозданная способность человека быть инструментом и сотрудником широкого назначения. Истинный человек умеет делать всё необходимое для подержания жизни в зависимости от насущной нужды и потребностей нынешних и будущих поколений. В пределах своих сил и способностей он может спеленать и накормить младенца, занять младшего, обуздать подрастающего, дать совет юноше, стать отцом для сирот, построить жилище, посадить огород, приготовить пищу, постирать бельё, вычистить навоз, написать книгу, отдать жизнь за невиновных, — вóт каким должен стать человек. А когда человек застряёт в каком-то одном приятном, выгодном, интересном, спокойном, соответствующим, видите ли, его природным дарованиям занятии, то так и знайте: он спрятался от Бога, а значит сбежал от познания, исправления и восстановления себя; он полюбил обломок себя больше своей целостности, искусственность больше первозданности, и ещё называет это своим "предназначением" или "миссией".
Цивилизация превращает людей в жёстко специализированные детали, которые не способны исполнять работу других деталей. Бог же возвращает человеку целостность, первозданность, всеохватность, способность делать всё в зависимости от насущных нужд и потребностей всех существ. Посмотрите, чтó происходит в живой, дикой, первозданной природе: каждая тварь и кормит себя, и обслуживает, и защищает, и рождает, и выхаживает потомство, и строит себе жилище, и при этом чувствует, что́ должна делать, гдé, когда, сколько и с кéм должна находиться. Она не сдаёт своих детей в детский сад, не водит их к психологу или к священнику, и бельё в прачечную не относит, и шкуру ей никто не чистит, и массаж ей никто не делает, и никто за неё не исполняет то, что́ должна делать и делает для себя она сама. Вóт к чему Бог только и может возвращать человека. Если в человеке нет способности полностью обслуживать и защищать свою жизнь и служить жизни своего рода, этот человек есть калека, урод, инвалид, продукт уродливого мироустройства, устройства, которое всех превращает в обрубки, пеньки, ветки, щепки, не имеющие связи с общемировым Древом Жизни.
Чем ближе человек к Богу, тем более он достоин имени любящего. Любящий — это душа, готовая делать чтó угодно для жизни и покоя Любимого, это душа, которая если чего и не умеет, то всегда готова учиться любому делу, если оно необходимо для поддержания жизни и покоя Любимого. Это душа, которая готова постоянно, до конца своих дней избавляться от своей ограниченности, обособленности, отделённости. частичности, убогости, зависимости, привязанностей к сословному, кастовому, наследственному занятию, не говоря уже о своих животных привычках, и обретать качества своего Возлюбленного, Который может всё в зависимости от нужд и потребностей Своих детей.
Если человек и не может достичь состояния все-умелости, он, по крайней мере, должен находится на пределе своих возможностей, потому что любовь — это и есть вечное пребывание на пределе своих возможностей, разумения и сил.