Найти тему

Что такое Бизнес-модели? Как написать Бизнес-план начинающему предпринимателю.

О важности бизнес-модели долго говорить бессмысленно – это основа любого предпринимательства, рабочая схема бизнеса, без которой заработок в принципе невозможен. Бизнес-модель – это костяк, главная идея, вокруг которой после составляется бизнес-план.

Для наглядности приведу пример. Допустим, вы решили торговать какой-либо продукцией. Значит, вам нужно проанализировать рынок, выяснить, будет ли бизнес доходным, пробить потенциальную клиентскую базу, найти ответственного поставщика качественного товара, арендовать склад, оборудовать офис, открыть ИП и счета, прояснить момент со своей наценкой на продукцию, дать рекламу, общаться с заказчиками, закрывая их на встречи и сделки, заключать договора, осуществлять поставки и делать много чего еще, чтобы в результате получить свою прибыль. Собственно, продумывая свое будущее дело поэтапно, вы создаете бизнес-модель, грубо говоря, отвечаете себе на вопрос: «А как это все добро будет работать, и что я буду делать?».

Лично я начал развивать в себе привычку видеть бизнес-модели лет в двадцать, когда понял одну простую вещь – все, что нас окружает – спортзалы, бары, салоны красоты, доставка, банки, магазины – все это является чьим-то бизнесом. С этого момента, отправляясь, к примеру, в парикмахерскую или в магазин, я думал о том, как устроен бизнес, услугами которого я решил воспользоваться. Поначалу это было занимательным хобби, а после вошло в привычку, помогая мне и по сей день отличать выгодные предложения от способов бездарно потратить время и деньги. Покупая какой-то товар, мысленно попытайтесь представить, как продукт шел по торговой цепочке до того, как попасть к вам в руки – не упускайте мелочей, учитывайте дистрибьюторов, доставку, дилеров, рекламу и прочие, казалось бы, невидимые обычному потребителю аспекты бизнеса.

Конечно же, научиться разбираться в бизнес-моделях за пять минут не получится, но этот навык необходим любому предпринимателю, так как частенько именно он помогает уберечь средства от неправильных вложений. Если вы будете видеть модель, то никто уже не сможет вам продать бессмысленную франшизу за бешеные деньги или предложить бросовый товар.

Бизнес-модель необходима при написании бизнес-плана. Некоторые предприниматели предпочитают покупать франшизы, но я не рекомендую вам начинать свой путь в бизнесе с приобретения «готового рецепта». Сейчас очень мало действительно раскрученных, брендовых франшиз, которые реально могут привести к вам толпы клиентов только своим названием и символикой, как, к примеру, одна легендарная компания по продаже фастфуда. В голове сразу закрутилось название, правда? Это значит, что франшиза действительно стоит своих денег, чего нельзя сказать о менее известных компаниях.

На самом деле чаще всего сейчас франшизами торгуют ушлые ребята, которые в глаза не видели предлагаемый вам бизнес в рабочем режиме. Они просто поняли определенную не самую сложную бизнес-модель, подробно ее расписали и пытаются продать вам под видом стопроцентно прибыльного бизнеса под ключ. Намного эффективнее разобраться в аспектах выбранной ниши самостоятельно – и опыта наберетесь, и разбираться в своем деле будете намного лучше. Помните, что франшиза – это не волшебная палочка, за красивым словом часто прячется обыкновенный бизнес-план, просто немного приукрашенный и стоящий в 20 раз дороже своей реальной цены.

Составить бизнес-план несложно, главное, чтобы он был понятен, но все же стоит учитывать ряд моментов.

-2

Первый этап создания бизнес-плана – полный сбор информации о будущем проекте. Я рекомендую начать с поиска контактов конкурентов, их услуг, цен и особенностей работы. Сразу ограничьте локацию, к примеру, в рамках города, области или района в зависимости от выбранной ниши. Продумайте название своего предприятия – главное, чтобы оно привлекало внимание, отражало суть вашего бизнеса и не повторялось. Помните, что вас не должны путать ни с кем. Разумеется, на этом работа не заканчивается – в рамках первичного сбора данных также необходимо:

· Составить список оборудования. Здесь все относительно просто – тщательно продумайте, что вам нужно для запуска, и сформируйте смету. На данном этапе вы уже можете подыскивать поставщиков, у которых впоследствии закупите указанное оборудование.

· Определиться с помещениями. Если вы понимаете, что вам понадобится офис, зал, склад, в целом, что угодно, то сразу обдумайте все требования к помещению. Возможно, оно должно находиться в оживленном районе или обязательно на первом этаже, может быть, вам необходим первоклассный ремонт. Сначала полностью нарисуйте у себя в голове нужное вам помещение, а уже потом начинайте мониторинг имеющихся вариантов и выбирайте тот, который вас полностью устраивает.

· Наработать клиентскую базу. В первую очередь необходимо подумать о том, кого может заинтересовать ваш товар, выявить боли клиентов и дать рекламу. Да, пока что для привлечения заказчиков ничего эффективнее рекламы еще не придумали.

Второй этап - углубленная проработка индивидуальной бизнес-модели. Ваша задача – превратить крутую идею в не менее классный план, проще говоря, перейти от слов к делу. Начинаем с составления коммерческого предложения с учетом данных, собранных на первом этапе. Главное – сформировать перечень услуг и установить цены. О том, как составлять коммерческое предложение я подробно рассказываю в разделе «Подготовка КП для клиентов». Если вам нужно создать подобие личного бренда, не стоит ограничиваться броским названием – сделайте логотип вашей компании, оформите бренд-бук, придумайте звучный призыв к действию для потенциальных клиентов. Разумеется, перед любым шагом думайте, что применимо именно для вашей ниши и для вашего бизнеса. В целом, второй этап можно назвать первоначальной «упаковкой» проекта, поэтому тут все максимально индивидуально.

Третий этап – проработка маркетингового плана. Другими словами, поиск каналов, через которые будут привлекаться клиенты. Возможно, вам не обойтись без красочного сайта или оживленного блога, а может, вам нужна промоакция, или ваш бизнес будет очень тяжело продвинуть без грамотной рекламы в социальных сетях. Если ваш проект ориентирован на массового потребителя, то есть смысл зарегистрироваться, к примеру, на «Яндекс картах», чтобы люди без проблем могли вас находить в любое время дня и ночи. Не забывайте, что рекламные методы должны подходить именно вашему виду деятельности.

Четвертый этап – расчет окупаемости. Ничего сложного, элементарная математика.. Подсчитываем ежемесячные расходы, к примеру, зарплаты сотрудников, траты на рекламу, арендную плату. Переходим к более приятному моменту – считаем прибыль. Я не рекомендую брать за основу «идеальный расклад» - постарайтесь оценить возможности вашего дела реально, к примеру, в условиях неполной загруженности или при недостаточной раскрученности вашей компании. Только в таком случае вы увидите настоящий результат без ложных восторгов и розовых цветов.

Далее всего еще проще – из доходов вычитаем расходы и смотрим, сколько прибыли получим. Если сумма устраивает, то можно смело двигаться дальше.

Подсчитываем единовременные расходы – средства, которые нужно потратить именно для запуска бизнеса. Сравнив траты на открытие компании с ее доходностью, вы можете понять, насколько быстро окупится ваше предприятие даже с учетом ежемесячных трат на поддержание работы компании. Все расходы и доходы рекомендую заносить в расчетную таблицу, разделенную по месяцам – так вам будет проще следить за развитием дела и корректировать свои действия.

Пятый этап – создание плана реализации проекта.

Ваша задача – как можно детальнее прописать по пунктам, как именно вы будете воплощать в жизнь все, что придумали ранее. К примеру, найти помещение – подписать договор – заплатить аренду за столько-то месяцев. Или продумать способ запуска рекламы – выйти на специалиста-фрилансера – получить креативное коммерческое предложение – залить его в виде поста в соцсети или делегировать эту задачу тому же или другому фрилансеру – заплатить удаленному сотруднику за услуги и еще сто пятьдесят моментов. Чем детальнее вы пропишете план, тем проще вам будет претворить его в реальность. Как говорится, сначала думаем, а потом делаем без лишних сомнений и метаний. Обязательно указывайте суммы, имена партнеров, сроки и любые важные для вас моменты. Идеально, если процесс вашей работы над запуском бизнеса будет непрерывным. Не забывайте анализировать результаты и вносить поправки в план, если вдруг поймете, что на бумаге некоторые моменты выглядели по-другому, чем оказалось на деле. Лучше посвятить время составлению плана, чем потом тратить драгоценные дни, теряя деньги и уверенность.

Собственно, бизнес-план составляется в свободной форме, главное, чтобы вы понимали, что и зачем вы прописали. Дело обстоит несколько иначе, если вы планируете обращаться к инвесторам – в таком случае вам придется подробно рассказать об идее и модели бизнеса, его актуальности, доходах, расходах, способах рекламы и сроках окупаемости. Просто поставьте себя на место потенциального спонсора и постарайтесь составить план так, чтобы вы сами были готовы вложить в него деньги.