Предисловие
Сегодняшний рассказ нужно начать с понимания огромных размеров нашей страны и влияния этих размеров на возможность снабжения удалённых регионов. Именно для решения этой проблемы и был создан Се́верный морско́й путь — кратчайший водный путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. В настоящее время помимо обслуживания добычи полезных ископаемых, по Северному морскому пути идёт Северный завоз для 20 млн человек на Крайнем Севере. Но всё это было бы невозможно без ледоколов, которые прокладывали собой транспортные пути во льдах. Однако, очень специфичные условия работы ледоколов на Северном морском пути вынудили руководство СССР задуматься о создании ледоколов нового типа, не зависящих от дизельного топлива и постоянного обслуживания, ведь во льдах Севера нет заправочных станций и ремонтных мастерских. После вступления в строй первой атомной электростанции у учёных и конструкторов возникла идея решить эту проблему с помощью нового источника энергии. По расчетам ученых атомный ледокол должен был расходовать в сутки всего 45 граммов ядерного горючего – столько умещается в спичечном коробке. Таким образом и появился атомный ледокол "Ленин", первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.
Создание первого атомного
Проект атомохода разработали в ЦКБ-15 (ныне "Айсберг") в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР с целью сопровождения караванов по Северному морскому пути в течение 6-8 месяцев, а при необходимости и 12-14 месяцев. Для судна нового типа пришлось разработать и новую корпусную сталь: сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте "Прометей" для ледоколов. Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.
Ледокол был заложен 17 июля 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Строительством "Ленина" занимался буквально весь Союз, объединённый поставленной задачей: судовые турбины — производство Кировского завода, главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели — ленинградский завод "Электросила". Около 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. 5 декабря 1957 года был спущен на воду, а ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлён физический пуск ядерного реактора, а 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва. С 1960 года вошёл в состав Мурманского морского пароходства.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода "Ленин" побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.
Атомный ледокол "Ленин" — это гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для турбин 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Также имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Первоначально на ледокол установили три реактора типа ОК-150, но в 1967 году их заменили на реакторы ОК-900.
Работа ледокола
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, "Ленин" уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов. В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900 (скорее всего, решение о замене силовой установки было принято из-за инцидентов, о которых мы поговорим далее). Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой силовой установки закончили к 1970 году. Новый ледокол обладал отличной лёдопроходимостью.
Только за первые 6 лет эксплуатации он прошёл свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов. За всё время эксплуатации прошёл 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль, а общее количество проведённых им судов составило 3740.
Забавный факт: атомный ледокол "Ленин" был награждён орденом Ленина.
В июне 1971 года ледокол "Ленин" вторым из надводных судов (после ледокольного парохода "А. Сибиряков" в 1932 году) прошёл севернее архипелага Северная Земля. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году.
Инциденты на борту ледокола
В истории "Ленина" было несколько инцидентов, произошедших в конце эксплуатации реакторной установки ОК-150:
- В феврале 1965 года в ходе планового ремонта главных циркуляционных насосов первого контура реактора № 2 из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды через активную зону, что привело к перегреву последней, который в разных источниках описывается как оплавление с разрушением технологических каналов, частичное повреждение ~60 % тепловыделяющих сборок или серьёзные механические повреждения некоторых тепловыделяющих сборок вплоть до отрыва части конструкций, обнаруженные при выгрузке ОЯТ.
- Примерно в районе сентября 1965 года или несколько позднее прямо во время навигационного сезона была обнаружена течь первого контура реактора № 3. Один из двух парогенераторов работоспособного реактора всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.
- В начале 1966 года из-за нарушения технологии сварочных работ в аппаратной на ледоколе возник крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. С большим трудом последствия пожара были ликвидированы, а парогенератор на третьем реакторе заменён.
- Летом 1966 года была обнаружена новая течь вставной плакированной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали, теперь на реакторе № 1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.
- По сведениям организации "Беллона", уже в 1967 году на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура, охлаждавшего оборудование первого контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки якобы были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.
По разным версиям, решение о замене ОК-150 на ОК-900 вместо ремонта и модернизации имеющихся реакторов было принято после второго, четвёртого или пятого инцидентов. Документально оформлено оно было постановлением Совмина СССР № 148-62 18 февраля 1967 года.
Заключение
Ледокол "Ленин" проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на культовом ледоколе действует музей. В январе 2016 года ледокол "Ленин" включили в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которое заняло два года, в октябре 2018 года ледоколу вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России. В этом я полностью солидарен с властями: первое в мире надводное судно с ядерной установкой, да ещё и наше, родное, должно быть сохранено как памятник. Таким образом, преодолевая очередные сложности жизни народ СССР вписал себя в историю, первым построив судно нового типа. Спасибо за прочтение!