Найти тему
TIME MACHINE

Полноуправляемое шасси и огромные колёса — артиллерийский тягач TL.37 из Италии

Сегодня расскажу вам про один очень любопытный военный автомобиль, который я встретил во время посещения Олдтаймер Галереи.

На стенде компании «Коллекционные автомобили» стоял редчайший Fiat-SPA TL.37, реставрация которого в то время еще не началась.

Этот артиллерийский тягач использовался итальянской армией в ходе Второй мировой войны.

Он был разработан и производился заводом SPA (Società Piemontese Automobili), итальянским автопроизводителем, который был дочерней компанией Fiat.

Королевская армия Италии провела конкурс в 1938 году между несколькими итальянскими автопроизводителями. Они должны были разработать конструкцию артиллерийского тягача.

В итоге победила модель TL.37 компании SPA — тягач, использовавшийся во время Второй мировой войны всеми Итальянскими силами и закупался Венгрией. После объявления перемирия между Италией и Германией в 1943 году TL.37 продолжили применять немецкие войска.

-2

Тягач выглядел очень интересно. Он был похож на немецкий штабной легковой автомобиль, но был намного массивнее.

Итальянские конструкторы применили довольно смелое для того времени решение — полноуправляемое шасси (все четыре колеса поворачивались). Благодаря этому решению радиус разворота TL.37 составлял всего 4,5 метра.

Он мог буксировать артиллерийские орудия калибрами 75 мм и 100 мм со скоростью 40 километров в час, вместе с расчётом и водителем, а также мог перевозить артиллерийские боеприпасы весом до 250 килограммов. При движении без груза TL.37 мог преодолевать 40-градусные подъемы.

-3

Позже тягач использовался в качестве основы для установки орудия Cannone da 75/27 modello 11.

Кроме этого, на его базе сделали универсальный грузовик Fiat-SPA AS37 и два бронированных автомобиля Fiat-SPA S37 (Fiat-SPA Autoprotetto S37) и Fiat-SPA AS43.

Короткобазное шасси, большие колёса, превосходная маневренность и отличная геометрическая проходимость — всё это было крайне полезно для ведения войны в условиях горной местности Северной Италии и Южной Европы.

-4

Четырехцилиндровый бензиновый двигатель SPA TL18 располагался в передней части и работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. В конструкции также была предусмотрена блокировка дифференциала.

К обеим сторонам картера коробки крепились две двухступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя карданными валами диагонального расположения передавался на конические редукторы каждого колеса.

Передняя подвеска была независимой с поперечной рессорой и гидравлическими амортизаторами, а сзади применили полуэлептические рессоры.

-5

Интересно, что помимо варианта с пневматическими шинами был и упрощенный вариант с колесами старого типа с литой резиной.

Кузов вмещал шесть человек и еще оставалось место для различного оборудования.

Чуть не забыл: в задней части установили лебедку.

-6

Большая часть автомобилей попала в Африку, треть SPA TL37 использовались на Восточном фронте в составе итальянских дивизий под Сталинградом.

Они могли попасть в руки как красноармейцев, так и англо-американских войск.

В настоящее время мне известно лишь об одном сохранившемся SPA TL37. Его вы видите на фотографиях.

Реставрацию довели до конца. Готовый экземпляр вы можете увидеть на фотографии ниже или на сайте Вячеслава Лена.

TL37 после реставрации в мастерской Вячеслава Лена
TL37 после реставрации в мастерской Вячеслава Лена
Авто
5,66 млн интересуются