В предыдущих постах я рассказал о двух экспозициях в московском Государственном музее Востока: монгольской и иранской. Теперь можно поговорить об экспозициях, посвящённых странах, находящихся к северо-западу от Ирана - Грузии и Армении.
В отличие от большинства других экспозиций, закавказский отдел музея Востока имеет несколько художественных полотен. Вот, к примеру, армянские картины: слева - "Портрет композитора Рубена Симонова" кисти знаменитого художника Мартироса Сарьяна (1880-1972), справа - его же полотно "Улица. Проходящие". Сарьян был фовистом и символистом, а также Героем Соцтруда.
"Рыбаки" грузинского художника Дмитрия Квирикашвили написаны в 1933 году. Сам же художник родился в 1893 году, а вот точный год его смерти неизвестен - это было в 1940-е. Загадка...
Сразу несколько работ, выставленных в музее, посвящено Батуми. И не зря - это прекрасный город! Вот, например, "Батуми в лунную ночь" 1910 года кисти армянина Геворка Башинджагяна (1857-1925). Геворк Захарович ориентировался на творчество Айвазовского и Куинджи, почти всю жизнь прожил в Грузии, но считается отцом армянского реализма в изобразительном искусстве.
А это - "Батумская бухта" (1931 год) кисти петербурженки Людмилы Бакулиной (1905-1980). Что интересно, Людмила Галактионовна, несмотря на явный большой талант, занималась живописью только в 1930-е годы, после чего оставила кисть. А работы Бакулиной хранятся не только в музее Востока, но и в Третьяковке, и даже в Каракалпакском музее в Нукусе (Узбекистан)!
Но, конечно же, самый главный живописец Закавказья - это грузин Николай (или Нико) Пиросмани (полностью - Пиросманишвили), уроженец кахетинского села Мирзаани, легенда дореволюционного Тифлиса. Яркие самобытные рекламки и простые картины Пиросмани быстро завоевали популярность и в Грузии, и за её пределами. В его работах прослеживается старинная школа грузинской иконографии. Увы, Пиросмани умер в 1918 году в глубокой бедности, ему было около 65 лет.
Картина "Кутёж" - одна из работ Пиросмани в музее Востока. В 1920-е годы эту картину купил в Тифлисе художник Давид Какабадзе, потом полотно оказалось в музее в Метехском замке в центре Тбилиси, а в 1945 году перекочевало в московский музей Востока.
И немного прекрасной средневековой Армении: копия заглавного листа из Таронской рукописи 1263 года (слева), автопортрет Саркиса Пицака (копия миниатюры из рукописной Библии 1338 года, справа вверху) и копия маргинальных знаков из Киликийской рукописи XII-XII веков (справа внизу).
Вот как-то так! Спасибо за внимание, продолжение следует!