После ситуации в Казани мне стало интересно понять причины появления так называемых «массшутеров» (прим.- массовых убийц). Для того, чтобы узнать, откуда же они берутся, я поговорил с практикующим психологом-консультантом и преподавателем психологии Челябинского Юридического Колледжа. Я собрал информацию по всем доступным ресурсам, выпустившим сюжеты про Казань, а он мне помог разобраться, где истинная причина событий, а где заблуждения.
- Здравствуйте, Иван Викторович. Наверняка Вы знаете, что случилось одиннадцатого мая в Казани. А именно, пришел один интересный товарищ и устроил бойню. Хотелось бы обсудить, почему же случаются подобные случаи.
- Добрый день. Сначала скажем, что он нам однозначно не товарищ. Это сделал какой-то нехороший человек. Причины явления могут быть самыми разными: социальными, социально-психологическими. Может порождать убийц само окружение. С чего начнем?
- Посмотрев, что пишут СМИ, я выписал себе несколько самых часто упоминаемых причин. Первая из них – желание «уйти, хлопнув дверью». То есть, заявить, что «я есть, я вот он».
- Это не совсем «уйти». Человек же не совсем уходит, не покидает общественное пространство. Понимаю, о чем Вы говорите, имеете в виду, наверняка, способ выразить свой протест, показать, что «я есть». Исходя из этой мысли, можно понять, что данный персонаж скорее всего недополучил внимания, был такой серой мышью, которую никто не замечал. Скорее всего, он не занимал каких-то лидирующих позиций, не выигрывал олимпиад, не участвовал в конкурсах. И мы сейчас уже точно знаем, что он никак не выделялся на фоне других детей. Никто не мог подумать, что Ильназ (прим. - имя стрелка) может такое сделать. Ни у кого в голову такая мысль не приходила. Так что да, скорее всего, он был просто мрачной тенью, то есть присутствовал, но никак себя не проявлял. А значит, такой вариант более чем возможен.
- Некоторые каналы из Телеграма решили стать экстрасенсами и установить диагноз стрелку. Даже приглашали врачей, как, например, МК (прим. – «Московский Комсомолец»). И они заявляли, что Ильназ мог начать мнить себя Богом из-за того, что у него была сложная болезнь – энцефалопатия. То есть, у него развивалась в мозгу опухоль и мешала ему адекватно мыслить. Правды мы уже никогда не узнаем об этом, потому что он сядет, возможно, на пожизненное. Я выделил себе более вероятную причину – фрустрация (прим. – игнорирование) потребностей с детства. Я ее заметил, потому что в похожих случаях, которых у нас по стране уже множество, участвовали никому не нужные дети.
- Я бы, конечно, не стал доверять МК в чем-нибудь. Но об этом именно и хотелось бы поговорить, про фрустрацию, да! Уже на сегодняшний день ситуация околоколумбайновская. Все эти проявления уже превратились в систему, можно вести целую летопись подобных случаев. Да, одна из составляющих – именно игнорирование потребностей. Но только как включенный фактор в общую картину. Ребенок никому из сверстников не интересен, у родителей на него нет времени. Возможно, у такого ребенка вообще нет родителей. А социум сегодня крайне жесток – ты либо на лидирующей позиции, либо тебя не замечают совсем.
- Третьей причиной я себе отметил месть. Персонаж пришел, всех увидел и всех победил. В том числе и тех, которые над ним смеялись. Помимо фрустрации может же быть и месть причиной поступка стрелка.
- Здесь важно понимать всю историю появления данного персонажа. Травили ли его, или просто не замечали? Исходя из этого, уже может быть разная реакция. Но, в целом, да. Важно, что тут может быть замешана форма подросткового протеста, который выражается в такой нестандартной форме. Все-таки человек – существо социальное, жутко социальное. Мы привязаны все к обществу, мы не можем друг без друга. Поэтому высшая потребность человека – потребность быть признанным в обществе, то есть, реализоваться.
Представьте ситуацию, когда ребенок вроде как есть, но его как бы и нет. Ни в чем не участвует, никто в нем не нуждается. Он не чувствует, что вообще жив. Ему невероятно остро хочется о себе заявить. Ситуация эта же возникла не за один день и не за месяц. Все копилось годами. Понятно, что в случае Ильназа нельзя отрицать опухоль. Но другие случаи это не раскрывает! Были, да, в целом похожие ситуации, но причины, как я сказал в самом начале, не следует искать только в психологии. Серьезнейшим образом влияет на человека еще и социум, значит, причина расстрела больше социальная. Хотя и фрустрация потребности имеет место быть.
- Тогда из социальных причин могу еще назвать, наверное, иерархию самого общества. Обычно в школьном классе есть ярко выраженный альфа. Он под своим контролем держит весь класс, или просто все признают его авторитет. Вокруг него есть бета, гамма и дельта. Конечное звено пищевой цепочки – омега. Он может быть один, или их может быть несколько. Вот именно над омегой, обычно, открыто издеваются. Из этого следует, что может быть и такое, когда омега решил силой оспорить место альфы. И не придумал ничего лучше, чем сделать это с помощью оружия.
- И такое тоже может быть. Но, на мой счет, это не основная причина. И да, если мы пытаемся говорить о психологических причинах, мы все равно приходим к социальным. Сегодняшнее общество основано на конкуренции и конкуренция, конечно, порождает эту иерархическую лестницу, которая в подростковой среде проявляется в жуткой форме. Проще говоря, дети жестоки. И это в самом деле так, потому что они не имеют морального компаса и не могут понять, какой поступок моральный, а какой аморальный, что хорошо, а что нет.
Все разумное, доброе, вечное закладывается как раз в возрасте с десяти лет и до старшего школьного возраста – это важнейшие годы жизни. Все, что даст свои плоды через десять, двадцать лет, прививается именно в этом возрасте. И именно в этот момент с детьми никто не занимается.
Я опять пришел к социальным причинам поступка стрелка, сам того не желая. Все потому, что не может быть личности в отрыве от общества. Поведение детей – это их отражение того, что декламирует современное общество. Школьные ячейки – это отражение взрослого мира. Дети же ведут себя так, как видят с экрана. И если они понимают, что такая форма протеста – это хорошо, то дети и будут так делать! У них же нет понимания того, что нужно делать. Еще, конечно, старые примеры не актуальны – новых примеров нет.
- То есть, могут быть виноваты СМИ. Случайно узнал, что есть такой «Эффект Вертера» или, в нашем случае «Эффект Бедной Лизы». Это появляется, когда люди прочитали книжку «Страдания юного Вертера» или «Бедную Лизу», романтические произведения, в которых главные герои совершали суицид в виду неразрешимых проблем между внешним и внутренним миром. И началась волна самоубийств. Может быть с массовыми расстрелами что-то похожее? СМИ массово освещают тот же «Колумбайн», и вчерашние дети решают: «Почему бы и нам не попробовать то же самое? Это весело, к тому же приносит лайки с просмотрами».
- Сейчас стоит разграничить то, о чем мы говорим. Или мы о романтическом герое, или мы про влияние СМИ.
- Давайте лучше обсудим образ романтического героя, потому что он будет ближе к теме психологии, нежели технологии средств массовой информации.
- Хорошо. Но о СМИ тоже пару слов скажу. Что касается образа романтического героя, то у человека есть потребность в подражании кому-то. Человек любит представлять себя в образе самых ярких личностей. Как пример – в СССР людям насаждали любовь к чтению. Их героями были Чацкий, Печорин, Онегин. Сегодня, конечно, нравы сменились, и пропагандируются совершенно отличные от того, что было, вещи. Сегодняшний романтический герой – стрелок из «Колумбайна». Подросток решает, что можно высказать свой протест так же, как он. И не важно, возымеет это какой-либо эффект, или же нет. Современное общество не ставит себе поиск смысла целью жизни. Единственное, что сейчас необходимо – прибыль.
- Сюда же, про пропаганду новых ценностей. Сейчас у нас в России становится новым смыслом жизни успех. Человек должен обязательно засветиться в медиа. Как вариант, ноги у массовых убийств растут отсюда, потому что это самый простой способ реализовать себя. Убил десять несчастных – получил «золотой билет» на самые громкие передачи.
- Я не криминалист, чтобы однозначно что-то утверждать. Но вряд ли стрелки понимают, что именно они делают. У них не сформирован тот моральный компас, но да, Ваше утверждение имеет смысл. Им может казаться, что это способ реализоваться, заявить о себе. Это возможно в силу отсутствия жизненного опыта. Поэтому именно подростки идут на страшные поступки, не осознавая до конца, что делают.
- Вот как раз к вопросу о самореализации. Очень часто за колумбайнерами (прим. – стрелки из школы «Колумбайн») повторяют. Например, Керченский стрелок использовал то же самое оружие, что и колумбайнеры. Тот же самый дробовик тринадцатого калибра. Он большой, неудобный, с сильной отдачей, но именно такой, какой был у печально известных стрелков из Америки. Он же, керченский стрелок, тоже положил бомбу в столовую. К счастью, она не взорвалась. За Галявиевым Ильназом из Казани тоже тянется шлейф из повторяющих за ним детей. Есть питерский «шутник» и московский «неудавшийся террорист». Первый, в Петербурге, пришел в школу в страйкбольной экипировке – его скрутили и поместили в СИЗО. Ко второму домой нагрянули бойцы ОМОНа и нашли целый арсенал. Желание самореализоваться как раз можно усмотреть в этих двух случаях. Они появились сразу после инцидента в Казани. Может, неудавшиеся террористы просто захотели выделиться?
- Но это же все равно сведется к тому, что в нашем обществе дети, по большому счету, и не нужны никому, раз ими никто не занимается.
- Лишние?
- Не совсем. Они просто не приносят прибыли, пока не вырастают. Ими заниматься не выгодно. Сейчас нет такого запроса от общества.
Всем же нужно сбежать туда, где лучше. Нужно добиться популярности, но таким образом, чтобы не пришлось напрягаться. Расстрелы по причине того, что никто не замечает ребенка и желание расстрелять ради популярности – разные стороны одной монеты. Детьми никто не занимается, скорее всего, в этом причина таких событий.
- Роль СМИ преуменьшать, думаю, не нужно. Они позволяют создать символ протеста из тех же колумбайнеров. Двадцать два года прошло, а у них все еще есть фанклубы! Дети слушают то же, что и убийцы, одеваются так же, увлекаются тем же.
- Безусловно, так и есть. Но опять же, можно оградить ребенка от всего, заставить его смотреть только мультик про кота Леопольда. Это ничего не изменит. Детьми все равно никто не занимается, никто не объясняет им, что делать, куда лучше применить свои способности. Ребенок видит только два пути: насилие или молчаливое терпение.
И вдогонку – не игры делают детей жестокими, а мир. Искусство, те же игры, - отражение действительности. Сначала нужно заняться детьми, направить их в созидательное русло, помочь им мягко обойти какие-то конфликты или научить их разрешать без насилия. Рассуждая об этом, вспоминаю поговорку: «прежде чем воспитывать детей, воспитайте себя».
- То есть, дети идут убивать потому, что им никто не сказал, как разрешить конфликт иначе?
- Скорее всего. Я думаю, это самая вероятная причина из всех. Потому что она как раз охватывает все остальные частности: агрессивную риторику в обществе, травлю в школе, появление «омеги» в коллективе и так далее.
- Предлагаю на этой ноте и закончить. Рад был пообщаться, спасибо. Обязательно приглашу Вас, как только появится достойная тема.
- Спасибо за разговор, рад буду встретиться еще раз.
Когда я готовился к беседе, я изучал все доступные мне статьи СМИ и научные работы. Подведя итог, я сам убедился в том, что самая вероятная причина таких расстрелов – ненужность детей. Это не выгодно – дети не отдают взамен почти ничего. Детьми никто не занимается – отсюда берется фрустрация, отсюда берется желание заявить о себе ужасно и радикально. Детям некуда применить все силы и возможности, остается только убивать. Такую ситуацию емко описал классик: «Самый страшный гнев – гнев бессилия».
Связаться с психологом можно через инстаграм или ВК:
https://www.instagram.com/kashitsyn_insta/
https://vk.com/ivanvictorovichvk