«Неоновый демон» это некрофилия, каннибализм, гомосексуальные отношения и закадровая расчлененка. Не удивлены? Тогда гляньте кадры, как визажист легким движением руки наносит румяна покойнику в похоронном агентстве или насилует труп. И, да, в этом фильме очень много ярких цветов, электронной музыки, зашкаливающей красоты и крови.
Фильм «Неоновый демон»
Персонажи тоже как на подбор: у мужчин взгляд серийных убийц, что же касается прекрасной половины человечества (нет, котиков там нет) на выбор два сменных взгляда — снобский и завистливый. А Киану Ривз — вишенка на торте среди этого… гламура.
Профессиональная публика в Каннах разделилась в своих оценках на два непримиримых лагеря: тех, кто Рефна объявил кретином, и тех, кто кричал режиссеру «браво» и называл в своих рецензиях «новым, холодным Тарантино».
Ларс фон Триер, долгое время игравший роль главного возмутителя спокойствия кинематографа, никуда не делся, но Рефн довольно агрессивно наступает ему на пятки. «Последний раз я видел Ларса, когда он пытался соблазнить мою жену. Тогда пришлось послать его нах**». Недавно Рефн в одном из интервью сказал: «Ларс стареет, и его комедийные прибабахи уже подзадолбали». На что режиссер «Антихриста» парировал: «Я его знал еще ребенком! Пусть идет в жопу!». По иронии судьбы, отец Николаса долгое время работал монтажером у Триера.
Мода
Как ценителю моды, мне сразу бросилось в глаза сходство между «Демоном» Рефна и работами жестокого фэшн-фотографа Ги Бурдена.
Современники обвиняли Ги Бурдена в женоненавистничестве. Он мог долгими часами заставлять моделей стоять в неудобных позах, пока не удостоверится в высоком качестве снимка. Одна из девушек, работающих с ним, сказала, что «нужно быть мазохистом, чтобы работать с Ги Бурденом». В его фотоработах почти нельзя увидеть улыбающихся женщин. Их лица выражают множество эмоций, кроме радости и счастья.
Оказалось — не казалось, костюмер и художник по гриму действительно вдохновлялись работами фотографов 70-х — в частности, Ги Бурденом и Крисом фон Вангенхаймом, а на яркий макияж визажистов вдохновили мульфильмы канала Nikelodeon 90-х годов.
Тем не менее, в современном мире тоже нашлось место для подобных экспериментов с макияжем. Например, главная героиня фильма, вымазанна кровью, с кислотными цветными пайетками и помадой цвета фуксии на лице.
Подобные образы использовали визажисты Burberry на Неделе моды в Лондоне — украшали лица моделей блестками, рассыпанными вокруг небрежных смоки.
В другой сцене визажист клеит на лоб и скулы Джесси золотые пластины. Обнаженная — единственным прикрытием становится лишь жидкое золото на всем теле, с волнистыми белокурыми волосами.
Джесси выглядит как богиня из календаря Pirelli, снятого Карлом Лагерфельдом.
Кстати, в последние годы эксперименты с золотом в макияже все чаще появляются на подиуме, например, золотые брови у моделей Dior или золотая фольга над веками Fendi.
«Высокая мода в нашем фильме не должна быть похожа на настоящую высокую моду — она должна ею быть», — так сказал мне режиссер, когда мы начали работу над фильмом. Актеры должны были выглядеть так, как будто их одевали стилисты Vogue. При наших ограниченных бюджетах это была та еще задачка», — рассказывает художник по костюмам Эрин Бенач.
Тем не менее, Эрин все же справилась с задачей и сделала коллаборации с модными домами.
Самым отзывчивым оказался бренд Armani, с которым Бенач сотрудничала раньше: он одолжил топ без бретелей и юбку из лаковой кожи для самого яркого образа Джесси из открывающей сцены фильма. Это весенне-летняя коллекция Emporio Armani 2015 года, где неоновый синий был ключевым цветом.
Впервые на показе Джесси появляется в роковом темном блестящем платье Giles, украшенном кристаллами Swarovski.
Воодушевленная гранжевой коллекцией Saint Laurent весны-2015 (обошлось не без скандалов — ее запретили в Великобритании из-за чрезмерной худобы моделей), Эрин создала героине дерзкий образ, который является переходом от невинной девушки до роковой модели, знающей себе цену, а также к мании величия. Главной составляющей образа стал золотой топ в пайетках с глубоким декольте в стиле 70-х.
Однако с самыми топовыми образами «Неонового демона» стала финальная фотосессия на берегу моря в лаковых корсетах и узких юбках, декорированных ремнями. Сцена появилась в фильме уже после того, как Бенач наткнулась на одежду берлинского дизайнера Марины Херманседер, поэтому режиссер Рефн дописал эту сцену уже в готовый сценарий.
Музыка
Хрустальный звон колокольчиков, ретровейв, психоделическое и жуткое звучание, которое играет на нервах – Николас Виндинг Рефн особое внимание уделил музыкальному сопровождению фильма.
Для озвучивания «Неонового демона» режиссер снова обратился к Клиффу Мартинесу, с которым работал над «Драйвом» и «Только Бог простит». Кроме того, Мартинес писал музыку еще для таких популярных картин, как: «Больница Никербокер», «Солярис» и «Заражение».
В качестве ориентира Рефн показал ему выдержки из музыки к фильмам Хичкока: «Психо» и «Головокружение». На что композитор ответил: «Я был в недоумении – это оркестровая музыка, абсолютный анахронизм». Однако Рефн успокоил: «Я не хочу, чтобы музыка была похожа, хочу, чтобы она пробуждала похожие эмоции». На мой слух – им это удалось.